Поиск по творчеству и критике
Cлово "1930"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава одиннадцатая. Повести о прошлом. "Новь". Последние годы
Входимость: 28. Размер: 171кб.
2. Трофимов И. Т.: Роман И. С. Тургенева "Новь" и общественно-литературная борьба 70-х годов
Входимость: 11. Размер: 194кб.
3. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава десятая. Тургенев в 60-е годы. Роман "Дым"
Входимость: 8. Размер: 155кб.
4. Примечания (стихотворения в прозе)
Входимость: 7. Размер: 121кб.
5. Лавров П. Л.: Из статьи "И. С. Тургенев и развитие русского общества"
Входимость: 7. Размер: 101кб.
6. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 10
Входимость: 5. Размер: 17кб.
7. Цейтлин А. Г.: "Дым".
Входимость: 5. Размер: 99кб.
8. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава шестая. Тургенев и "Современник" борьба в критике вокруг Тургенева
Входимость: 4. Размер: 64кб.
9. Указатель важнейшей литературы о жизни и творчестве И. С. Тургенева
Входимость: 4. Размер: 20кб.
10. Фауст (примечания)
Входимость: 3. Размер: 74кб.
11. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 73кб.
12. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава девятая. Последний роман
Входимость: 3. Размер: 30кб.
13. Дворянское гнездо (приложения)
Входимость: 3. Размер: 43кб.
14. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Том 1. Список условных сокращений
Входимость: 3. Размер: 4кб.
15. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава двенадцатая. Великий русский писатель-реалист
Входимость: 3. Размер: 92кб.
16. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 7
Входимость: 3. Размер: 26кб.
17. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава восьмая. Поздние рассказы. "Таинственные" повести
Входимость: 3. Размер: 55кб.
18. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Второй этап (конец сентября 1861 г. - январь 1862 г.)
Входимость: 3. Размер: 81кб.
19. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава восьмая. Тургенев в канун падения крепостного права "Накануне". Разрыв с "Современником"
Входимость: 3. Размер: 129кб.
20. Список сокращений (Письма Тургенева, 1850-1854гг.)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
21. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 2. Размер: 142кб.
22. Лощинин Н. П.: Роман "Отцы и дети" И. С. Тургенева
Входимость: 2. Размер: 141кб.
23. Алексеев М. П.: Мировое значение "Записок охотника"
Входимость: 2. Размер: 224кб.
24. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава седьмая. "Дым" в ряду романов Тургенева
Входимость: 2. Размер: 61кб.
25. Бонецкий К.: Тургенев в оценке русской критики
Входимость: 2. Размер: 184кб.
26. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава четвертая. Первый роман
Входимость: 2. Размер: 81кб.
27. Киреев Руслан: Великие смерти - Тургенев. Достоевский. Блок. Булгаков. Булгаков. Последний полет
Входимость: 2. Размер: 65кб.
28. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава четвертая. Тургенев в начале 50-х годов повести о "лишнем человеке"
Входимость: 2. Размер: 82кб.
29. Холостяк (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 47кб.
30. Список сокращений (Письма Тургенева, 1831-1849гг.)
Входимость: 1. Размер: 9кб.
31. Речь о Шекспире
Входимость: 1. Размер: 16кб.
32. Тургенев И. С. - Достоевскому Ф. М., 18(30) марта 1862 г.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
33. Тургенев И. С. - Кишинскому H. A., 28 февраля (12 марта) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
34. Тургенев И. С. - Боденштедту Фридриху, 10 (22) октября 1865 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
35. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Признание и слава
Входимость: 1. Размер: 51кб.
36. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 26
Входимость: 1. Размер: 29кб.
37. Дым (Примечания). Часть II
Входимость: 1. Размер: 42кб.
38. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава девятая. "Отцы и дети"
Входимость: 1. Размер: 113кб.
39. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Роман "Накануне"
Входимость: 1. Размер: 63кб.
40. Тургенев И. С. - Кишинскому H. A., 26 февраля (10 марта) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 2кб.
41. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Глава третья. Тургенев и Лесков
Входимость: 1. Размер: 44кб.
42. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1831-1849гг.)
Входимость: 1. Размер: 142кб.
43. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 9
Входимость: 1. Размер: 21кб.
44. Богословский Н. В.: Тургенев. Краткая библиография
Входимость: 1. Размер: 5кб.
45. Муратов А. Б.: Н. А. Добролюбов и разрыв И. С. Тургенева с журналом "Современник"
Входимость: 1. Размер: 67кб.
46. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 17
Входимость: 1. Размер: 31кб.
47. Биография (вариант 3)
Входимость: 1. Размер: 46кб.
48. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 22
Входимость: 1. Размер: 18кб.
49. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1866 - июнь 1867гг.)
Входимость: 1. Размер: 116кб.
50. Петров С. М.: Иван Сергеевич Тургенев в воспоминаниях современников
Входимость: 1. Размер: 61кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава одиннадцатая. Повести о прошлом. "Новь". Последние годы
Входимость: 28. Размер: 171кб.
Часть текста: родного края и т. п. Опять появились эпиграммы... Оказалось, что я одинаково, хотя с различных точек зрения, оскорбил и правую и левую сторону нашей читающей публики. Я несколько усомнился в самом себе и умолк на некоторое время" (XI, 408). Говоря о том, что он "умолк на некоторое время", Тургенев явно имел в виду свой писательский отклик на современность. Во второй половине 60-х и в начале 70-х годов он пишет ряд. повестей и рассказов, в которых обращается к прошлому, используя семейные предания или сохранившиеся в его памяти истории и случаи. При этом Тургенева привлекали те образы и эпизоды прошлого, в которых порой причудливо переплетались бытовые и героические мотивы и ситуации. Сюжетной основой повести "Бригадир" (1868) явилось обращение к матери писателя одного из стариков соседей, нуждавшихся в поддержке. Письмо его к Варваре Петровне сохранилось в архиве Спасского, и по нему, как опытный реставратор, Тургенев восстановил одну из тех старинных драматических историй, которые привлекали его внимание еще со времен "Трех портретов". Действие. повести восходит к далеким екатерининским временам, а завершается в дни молодости писателя. Тургенев поставил перед собой трудную психологическую задачу. Рисуя образ восьмидесятилетнего, почти впавшего в детство, нищего старика, писатель ищет в его облике черты бывшего сподвижника Суворова, бравого полковника, а затем бригадира, георгиевского кавалера. К печальной старости привела его любовь и порожденная ею доверчивость к людям. Тургеневу казалась психологически интересной эта необычайная, пронесенная через всю жизнь любовь, не поколебленная теми испытаниями и унижениями, которые пришлось пережить герою повести. Рисует Тургенев и образ его повелительницы - необыкновенной красавицы, а вместе с...
2. Трофимов И. Т.: Роман И. С. Тургенева "Новь" и общественно-литературная борьба 70-х годов
Входимость: 11. Размер: 194кб.
Часть текста: истории романа «Отцы и дети» («Русская литература», 1958, № 1) ставит своей целью доказать недоказуемое, убедить читателя в том, что И. С. Тургенев якобы является предтечей либеральных ренегатов и реакционных веховских борзописцев типа Бердяева и К0. По убеждению В. Архипова, Тургенев, лично колебавшийся между Герценом и Катковым, «прибрел» к последнему, он не только выковал для борьбы с демократами «страшное оружие», сильнее которого нельзя придумать, но и вообще был связан с реакцией, в частности, с Катковым. Тургеневско-катковское словечко «нигилист» якобы вошло в энциклопедию либерального ренегатства. В. Архипов пишет: «Тургеневское словцо не случайно попало в энциклопедию либерального ренегатства, оно не является и просто ходовым, жаргонным словечком — речь идет о строгой преемственности в стратегии и тактике русских либералов...» И это говорится всерьез. Ложная концепция о Тургеневе — предтече веховцев имеет некоторую давность. Сами веховцы, стремившиеся обкарнать наследие Тургенева, много сделали для того, чтобы вопреки истине изобразить его «своим», близким им по духу писателем. Все они безуспешно хватались за «фалды» Тургенева. И вот теперь эта «концепция» о Тургеневе — идейном предшественнике веховцев, выковавшем оружие для либеральных ренегатов, снова воскресла в статье В. Архипова. Автор статьи заявляет буквально следующее: «Тургенев, как бы это горько ни звучало, выковал для борьбы с демократами оружие, сильнее которого либералы не придумали, и оно поступило на постоянное вооружение либерализма. Стоит, хотя бы бегло, просмотреть сборник «Вехи», чтобы...
3. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава десятая. Тургенев в 60-е годы. Роман "Дым"
Входимость: 8. Размер: 155кб.
Часть текста: в среде русской аристократии за границей... - Бешенство бессилия отвратительно, но еще более смешно" 3* . Тургенев глубоко удовлетворен тем, что его опасения относительно возможного срыва реформы крепостниками не оправдались. Либеральным славословием звучат его слова о "царе освободителе", за которого молится каждый крестьянин. Тургеневу даже кажется, что экономическая сторона реформы более выгодна для крестьянской массы, чем для дворян. "Не должно забывать, что какие бы ни были последствия от "Положения" для дворян - крестьянин разбогател и, как они выражаются, раздобрел от него и знает, что он этим царю обязан" 4* ,- пишет он. Тургенев не понял, что царское правительство как раз и проводило в реформе 19 февраля интересы крепостников, что крестьянство было ограблено в угоду помещикам. Однако в самый момент реформы это понимали очень немногие деятели русского общественного движения 60-х годов. "Нужна была именно гениальность Чернышевского,- замечает Ленин,- чтобы тогда, в эпоху самого совершения крестьянской реформы... понимать, что уже тогда в русском "обществе" и "государстве" царили и правили общественные классы, бесповоротно враждебные трудящемуся и безусловно предопределявшие разорение и экспроприацию крестьянства" 5* . Тургенев смотрел на реформу глазами передового дворянского интеллигента крепостной эпохи, для которого главным и решающим была ликвидация крепостного гнета, освобождение крестьянина...
4. Примечания (стихотворения в прозе)
Входимость: 7. Размер: 121кб.
Часть текста: в прозе, без заглавия, составляющие четыре группы в большой тетради среди автографов других произведений 1874–1879 годов: 1) 1 стихотворение, 1 с.; 2) 13 стихотворений, 6 с.; 3) 4 стихотворения, 2 с.; 4) 50 стихотворений, 38 с. с авторской пагинацией «1-40» (ошибочно пропущены цифры 37 и 38). Хранятся в отделе рукописей Bibl Nat, Slave 86; описание см.: Mazon, p. 80, 83; фотокопии — ИРЛИ, Р. I, оп. 29, № 258, 326, 262, 248. «Я шел среди высоких гор…» — черновой первоначальный автограф. 1 с. почт. бум. Хранится в отделе рукописей Bibl Nat, Slave 78; описание см.: Mazon, p. 95; фотокопия — ИРЛИ, Р. I, оп. 29, № 234. Черновой автограф стихов для «Двух четверостиший». Первоначальный набросок на обрывке листа почт. бум. Хранится в отделе рукописей Bibl Nat, Slave 77; описание см.: Mazon, p. 101; фотокопия — ИРЛИ, Р. I, оп. 29, № 241. Беловой автограф восьмидесяти трех перенумерованных стихотворений, без заглавия, с предисловием «К читателю» и перечнем названий стихотворений под заглавием «Сюжеты». Тетрадь, 131 с. текста с авторской...
5. Лавров П. Л.: Из статьи "И. С. Тургенев и развитие русского общества"
Входимость: 7. Размер: 101кб.
Часть текста: знал, что я буду там. Встреча была очень радушная. Он или хотел игнорировать мою экскурсию в область критики его произведений, или не знал действительно об этой экскурсии 1* . Он пригласил меня к себе. Через несколько дней я поехал к нему, и с этого времени всегда, когда мы оба были в Париже, мы видались, хотя не очень часто, но и не редко, а в промежутках обменивались письмами. Собственно, лишь за это время я надлежащим образом узнал Ивана Сергеевича 2* . Это возобновление знакомства нашего имело место в конце 1872 года перед моим переселением из Парижа в Цюрих для того, чтобы начать там издание "Вперед!", и первые сохранившиеся у меня письма Ивана Сергеевича с определенною датою, писанные весной 1873 года, относятся к его проекту приехать в Цюрих, чтобы ознакомиться с тамошнею русскою молодежью 3* . Но эта поездка не состоялась. От 9 июня 1873 года он писал мне об известной "большой и беспощадной статье, помещенной в "Правительственном вестнике" от имени правительства, с угрозами тогдашним цюрихским студенткам"; о "драконовских мерах", принимаемых русским правительством, и прибавлял: "вот и...
6. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 10
Входимость: 5. Размер: 17кб.
Часть текста: каковы были их привычки и т. д. Затем я перехожу к истории воспитания моего героя, к его наружности, к местности, где он провел годы, в которые формируется характер» 71* . Беседовавший с Тургеневым о приемах его творчества Г. Джемс между прочим указывал: «Зародыш повести никогда не принимал у него формы истории с завязкой и развязкой, — это являлось уже в последних стадиях созидания. Прежде всего его занимало изображение известных лиц. Первая форма, в которой повесть являлась в его воображении, была фигура того или иного индивидуума или же комбинация индивидуумов, которых он затем заставлял действовать. Лица эти обрисовывались перед ним живо и определенно, причем он старался по возможности детальнее изучить их характеры и возможно точнее описать их. Для большего уяснения себе он писал нечто вроде биографии каждого из действующих лиц, доводя их историю до начала действия в задуманной повести. Словом, каждое действующее лицо имело у него dossier, наподобие французских преступников в парижской префектуре» 72* . «Досье» эти у Тургенева действительно были, только назывались они у него «формулярными списками» «Я, — сообщал он однажды М. М. Стасюлевичу, — Вам когда-нибудь покажу формулярный список этого Соломина (у меня, прежде чем я примусь писать самую вещь, всегда составляются формулярные списки всех действующих лиц)...» 73* . Наиболее полно списки были разработаны к его последнему роману «Новь», во всяком случае эти «формуляры» — наиболее...
7. Цейтлин А. Г.: "Дым".
Входимость: 5. Размер: 99кб.
Часть текста: Трудами Ю. Г. Оксмана, Л. В. Пумпянского, Г. А. Вялого и других была показана глубокая несправедливость подобной оценки. «Дым» — один из самых сложных тургеневских романов. Критика социалистического учения Герцена совмещается в этом произведении с яростной борьбой против идеологии «дворянского реванша». Защита Потугиным идей западноевропейской «цивилизации» содержит в себе наряду с глубоко ошибочными также и, несомненно, положительные, прогрессивные положения. В «Дыме» со всей резкостью выявились те сатирические и вместе с тем дидактические тенденции, которых почти не было заметно в предыдущих романах Тургенева. В этом смысле он был прав, заявляя М. В. Авдееву: «Роман мой озаглавлен «Дым»... Написано в новом для меня роде» 2* . В 1862 г. Тургенев окончательно разошелся с «Современником». Критика «Отцов и детей» Антоновичем, занявшим в журнале место Добролюбова, показала, что этот революционно-демократический журнал причислил Тургенева к числу своих противников. Резко ухудшились отношения Тургенева к этому...
8. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава шестая. Тургенев и "Современник" борьба в критике вокруг Тургенева
Входимость: 4. Размер: 64кб.
Часть текста: цель борьбы с ним, память Белинского и продолжение его дела, собственная, все возраставшая роль в литературном отделе "Современника"- все это сближало Тургенева с руководством журнала. Некрасов прилагал героические усилия, чтобы в условиях жесточайшей цензуры поддержать и сохранить завоеванный еще при жизни Белинского авторитет и влияние "Современника". Тем не менее мрачное лихолетье не могло не отразиться даже на передовом журнале. В эти годы в "Современнике" печатались порой произведения, небогатые по своему жизненному содержанию и художественно слабые - "Жюли" Дружинина, "Ошибка" Евг. Тур, повесть Н. Кукольника "Третий понедельник" и другие. "Мы печатали, что могли",- признавался Некрасов. Он сам пустился в прозу, без которой журнал не мог бы существовать. "Если увидите мой роман, не судите его строго: он писан с тем и так, чтоб было что печатать в журнале,- вот единственная причина, породившая его на свет",- сообщал он Тургеневу по поводу наспех написанного им совместно с А. Я. Панаевой романа "Три страны света" 1* . В таких условиях помощь журналу автора "Записок охотника" была значительной. Некрасов часто обращался к Тургеневу с настоятельными просьбами прислать что-либо для печатания. "Будьте друг, сжальтесь над...
9. Указатель важнейшей литературы о жизни и творчестве И. С. Тургенева
Входимость: 4. Размер: 20кб.
Часть текста: сочинений в 11 томах в приложении к журналу «Огонек» под редакцией крупнейшего знатока литературного наследия Тургенева Н. Л. Бродского, а также на издание Собрания сочинений Тургенева в 12 томах под редакцией Б. М. Эйхенбаума и К. И. Халабаева с обширными комментариями Ю. Г. Оксмана, Л. В. Пумпянского и других исследователей, ГИХЛ, М.—Л., 1928—1934. Многочисленные издания избранных сочинений и отдельных произведений Тургенева перечислить нет возможности. И. С. Тургенев вел весьма обширную переписку, из которой многое еще не собрано и не издано. Из наиболее важных сборников писем Тургенева и к Тургеневу укажем: «Письма И. С. Тургенева к П. В. Анненкову», «Русское обозрение», 1894, № 1, 2, 3, 4, и 1898, № 3, 4, 5. «Письма И. С. Тургенева и В. Г. Белинского друг к другу», В. Г. Белинский, Письма, под ред. Е. А. Ляцкого, т. 3, СПБ, 1914. «В. П. Боткин и И. С. Тургенев, Неизданная переписка (1851—1869)», подготовлена к печати Н. Л. Бродским, 1930. «Письма К. Д. Кавелина и И. С. Тургенева к А. И. Герцену», Женева, 1892. «И. А. Гончаров и И. С. Тургенев». С пред, и прим. Б. М. Энгельгардта, «Academia», П., 1923. «Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев. Переписка», под ред. И. С. Э’иль- берштейна. Пред. Н. Ф. Бельчикова, «Academia», Л., 1928. «Письма И. С. Тургенева к Н. А. Некрасову». Опубликованы в журналах «Русская мысль», 1902, кн. I; «Голос минувшего», 1916, кн. 5—6 и 10 и в «Некрасовском сборнике» под ред. В. Е. Евгеньева-Максимова и Н. К. Пиксанова, «Общественная польза», 1918. «Неизданные письма И. С. Тургенева к А. Н. Островскому»,...
10. Фауст (примечания)
Входимость: 3. Размер: 74кб.
Часть текста: автографов. Из вариантов рукописей в настоящем разделе приводятся: к повести "Поездка в Полесье" - первая и вторая редакции начала продолжения ("Третий день") по черновому автографу и варианты наборной рукописи; к повести "Ася" - варианты наборной рукописи; к роману "Дворянское гнездо" - наиболее существенные варианты чернового автографа. Все варианты рукописей публикуются в настоящем издании впервые. Варианты черновых автографов повести "Ася" и рассказа "Поездка в Полесье", не вошедшие в настоящий том, будут напечатаны в одном из "Тургеневских сборников", издаваемых Институтом русской литературы АН СССР. Описания сохранившихся черновых автографов "Поездки в Полесье", "Аси" и "Дворянского гнезда" - с приведением некоторых вариантов, помогающих воссоздать историю текстов, - даются в разделе "Примечания", в комментариях к каждому из указанных произведений. Система подачи вариантов изложена в уже вышедших томах настоящего издания (см. т. I, стр. 475-476; т. V, стр. 434; т. VI, стр. 400). Варианты, находящиеся в разных источниках, но совпадающие между собой, объединяются и помещаются однажды, лишь с указанием к каждому такому варианту (в скобках) всех источников текста, в которых имеется данный вариант. Источники текстов даются в следующих сокращениях (сиглах): Рукописные источники HP - наборная рукопись. ЧА - черновой автограф. Печатные источники Б Чт - "Библиотека для чтения". С - "Современник". 1856 - Повести и рассказы И. С. Тургенева. С 1844 г. по 1856 г. Часть III. СПб., 1856. 1859 - Дворянское гнездо. Роман И. С. Тургенева. М., 1859. 1860 - Сочинения И. С. Тургенева. Исправленные и дополненные. Издание Н. А. Основского. Тома I, III и IV. М., 1860. 1865 - Сочинения И. С. Тургенева (1844-1864). Издание братьев Салаевых. Тома III и IV. Карлсруэ, 1865. 1868 - Сочинения И. С. Тургенева (1844-1868). Издание братьев Салаевых. Часть 4. М., 1868. 1869 - Сочинения И. С. Тургенева (1844-1868). Издание братьев Салаевых. Часть 3. М.,...