Поиск по творчеству и критике
Cлово "1847"
Входимость: 29. Размер: 142кб.
Входимость: 24. Размер: 22кб.
Входимость: 21. Размер: 133кб.
Входимость: 19. Размер: 37кб.
Входимость: 19. Размер: 18кб.
Входимость: 15. Размер: 12кб.
Входимость: 15. Размер: 184кб.
Входимость: 13. Размер: 25кб.
Входимость: 12. Размер: 78кб.
Входимость: 11. Размер: 110кб.
Входимость: 10. Размер: 152кб.
Входимость: 10. Размер: 47кб.
Входимость: 10. Размер: 10кб.
Входимость: 10. Размер: 144кб.
Входимость: 10. Размер: 23кб.
Входимость: 10. Размер: 31кб.
Входимость: 9. Размер: 18кб.
Входимость: 9. Размер: 121кб.
Входимость: 9. Размер: 12кб.
Входимость: 9. Размер: 146кб.
Входимость: 8. Размер: 21кб.
Входимость: 8. Размер: 39кб.
Входимость: 8. Размер: 10кб.
Входимость: 8. Размер: 113кб.
Входимость: 8. Размер: 9кб.
Входимость: 8. Размер: 25кб.
Входимость: 7. Размер: 20кб.
Входимость: 7. Размер: 5кб.
Входимость: 7. Размер: 85кб.
Входимость: 7. Размер: 16кб.
Входимость: 6. Размер: 10кб.
Входимость: 6. Размер: 73кб.
Входимость: 6. Размер: 3кб.
Входимость: 6. Размер: 6кб.
Входимость: 6. Размер: 3кб.
Входимость: 6. Размер: 16кб.
Входимость: 6. Размер: 51кб.
Входимость: 6. Размер: 21кб.
Входимость: 5. Размер: 22кб.
Входимость: 5. Размер: 51кб.
Входимость: 5. Размер: 20кб.
Входимость: 5. Размер: 207кб.
Входимость: 5. Размер: 17кб.
Входимость: 5. Размер: 34кб.
Входимость: 5. Размер: 54кб.
Входимость: 5. Размер: 67кб.
Входимость: 5. Размер: 46кб.
Входимость: 5. Размер: 16кб.
Входимость: 5. Размер: 176кб.
Входимость: 5. Размер: 8кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 29. Размер: 142кб.
Часть текста: Тургенева, 1831-1849гг.) УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН И НАЗВАНИЙ 1 1 В указатель входят все личные имена, а также названия периодической печати, упоминаемые в текстах и переводах писем и примечаниях. Имена и названия, содержащиеся в предисловии "От редакции" (с. 5--8) и в статье М. П. Алексеева "Письма И. С. Тургенева" (с. 9--115), в указатель не включены. Имена лиц, являющихся адресатами в настоящем томе, отмечены звездочками. Некоторые имена, лишь упоминаемые в настоящем томе, по принадлежащие лицам, которые становятся адресатами в последующих томах, даются без подробных аннотаций, с отсылкой к томам настоящего издания писем или указанием на годы, где они являются адресатами. Абд-эль-Кадер (Abd-el-Kader, правильнее: Абд-аль-Кадир) Насир-ад-дин ибн Михиддин (1808--1883), вождь национально-освободительной борьбы народа Алжира против французских колонизаторов в 1832--1847 гг., ученый, оратор, поэт - 249, 306, 381, 421, 505 Абель (Abel) Карл (1788--1859), баварский государственный деятель, возглавлявший в 40-х годах министерство внутренних дел, а потом финансов. С Тургеневым, по-видимому, познакомился в 1848 г. в Париже. - 280, 404, 518 Август Гай Октавий (с 44 до н. э. -...
Входимость: 24. Размер: 22кб.
Часть текста: этого цикла в его журнальной публикации, к названиям отдельных рассказов и срокам представления их в «Современник», к заглавиям и составу отдельного издания произведения. В собрания сочинений писателя эти записи до издания ПСС и П не включались, хотя давно уже признано важное значение их для воссоздания конкретной истории сложения цикла, в частности для определения времени возникновения замыслов отдельных рассказов и работы Тургенева над ними. Из посвященных изучению записей работ наиболее значительно исследование М. К. Клемана «Программы „Записок охотника“» (Ученые записки Ленинградского государственного университета, № 76, серия филологических наук, вып. 11, 1941, стр. 88-126; ниже при ссылках: Клеман, Программы). Бо́льшая часть записей содержит ряд внесенных в первоначальный текст наслоений, последовательность которых определить иногда весьма затруднительно. Нелегко также установить время возникновения некоторых записей и их...
Входимость: 21. Размер: 133кб.
Часть текста: Примечания <к "Запискам охотника"> I "Записки охотника", появлявшиеся в печати отдельными рассказами и очерками на рубеже сороковых и пятидесятых годов и объединенные затем в книгу, составили первое по времени большое произведение Тургенева. В нем заключен ответ на центральную проблему эпохи, в которую произведение это создавалось. Создавалось же оно в ту пору, когда в России, по словам Ленина, "все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом" {Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 520.}. "Записки охотника" - художественный суд писателя над крепостничеством и теми явлениями русской действительности, которые сложились в условиях векового господства этого строя. Вместе с тем - это широкое поэтическое полотно народной жизни России в крепостную эпоху. Продолжая то, чего достигли в изображении русского народа Радищев, Пушкин и Гоголь, Тургенев одновременно выработал новый метод изображения. По словам Белинского, он "зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил" (Белинский, т. 10, с. 346). Образы крепостных крестьян, созданные Тургеневым, были восприняты читателями как глубоко типические и навсегда сохранили это свое художественное достоинство. Проникнутые духом антикрепостнического протеста н демократической гуманности, "Записки охотника" сыграли важную роль в истории русского реализма, так же как и в развитии русского общественного самосознания. По свидетельству Салтыкова-Щедрина, они "положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды" и, вместе с другими произведениями Тургенева, значительно повысили "нравственный и умственный уровень русской...
Входимость: 19. Размер: 37кб.
Часть текста: с сорокового года (один Петербург растет не по дням, а по часам); но большие внутренние перемены совершились. Начнем, например, с университета. Помните ли восторженные описания лекций Вердера, ночной серенады под его окнами, его речей, студенческих слез и криков? Помните? Ну, так смотрите же, помните хорошенько, потому что здесь все эти невинные проделки давным-давно позабыты. Участие, некогда возбуждаемое в юных и старых сердцах чисто спекулятивной философией, исчезло совершенно — по крайней мере в юных сердцах. В сороковом году с волненьем ожидали Шеллинга , шикали с ожесточеньем на первой лекции Шталя , воодушевлялись при одном имени Вердера , воспламенялись от Беттины , с благоговением слушали Стеффенса ; теперь же на лекции Шталя никто не ходит, Шеллинг умолк , Стеффенс умер, Беттина перестала красить свои волосы… Один Вердер с прежним жаром комментирует логику Гегеля, не упуская случая приводить стихи из 2-й части «Фауста»; но увы! — перед «тремя» слушателями, из которых только один немец, и тот из Померании. Что я говорю! Даже та юная, новая...
Входимость: 19. Размер: 18кб.
Часть текста: И. С. - Фиглеву С. М., 12 (24) июня 1837 г. Тургенев И. С. - Никитенко А. В., 13(25) сентября 1837 г. Тургенев И. С. - Фиглеву С. М., 26 марта (7 апреля) 1838 г. Тургенев И. С. - Грановскому T. H., 8(20) июня 1839 г. Тургенев И. С. - Грановскому T. H., 4(16) декабря 1839 г. Тургенев И. С. - Никитенко А. В., 14 (26) января 1840 г. Тургенев И. С. - Маркову А. Т., Февраль - 9 (21) апреля 1840 г. Тургенев И. С. - Станкевичу H. В., 14, 15 (26, 27) апреля 1840 г. Тургенев И. С. - Станкевичу H. В., 26 апреля (8 мая) 1840 г. Тургенев И. С. - Ефремову А. П., 5 (17) мая 1840 г. Тургенев И. С. - Грановскому T. H., 18(30) мая 1840 г. Тургенев И. С. - Грановскому T. H., 4 (16) июля 1840 г. Тургенев И. С. - Грановскому T. H., 26 июля (7 августа) 1840 г. Тургенев И. С. - Ефремову А. П., 24 августа (5 сентября) 1840 г. Тургенев И. С. - Бакунину М. А. и Ефремову А. П., 27, 28, 29 августа (8, 9, 10 сентября) 1840 г. Тургенев И. С. - Бакунину М. А. и Ефремову А. П., 3, 8 (15, 20) сентября 1840 г. Тургенев И. С. - Ефремову А. П., 15(27) сентября 1840 г. Тургенев И. С. - Бакунину М. А. и Ефремову А. П., 18(30) сентября 1840 г. Тургенев И. С. - Ефремову А. П., 2(14) октября 1840 г. Тургенев И. С. - Ефремову А. П., 6(18) октября 1840 г. Тургенев И. С. - Бакунину М. А. и Ефремову А. П., 16 (28) октября 1840 г. Тургенев И. С. - Беттине Арним, Конец 1840 или начало 1841 г. (?) Тургенев И. С. - Никитенко А. В., 20 мая (1 июня) 1841 г. Тургенев И. С. - Ефремову А. П., 16(28) августа 1841 г. Тургенев И. С. - Бакуниной T. A., 17 (29) октября 1841 г. Тургенев И. С. - Бакунину Н. А., 17(29) октября 1841 г. Тургенев И. С. - Карлгоф Е. А., 24 ноября (6 декабря) 1841 г. (?) Тургенев И. С. - Бакуниным, 12 (24) января 1842 г. Тургенев И. С. - Бакунину А. А., 13 (25)февраля(?) 1842 г. Тургенев И. С. - Бакунину А. А., 20-е числа января - середина марта ст. ст. 1842 г. Тургенев И. С. -...
Входимость: 15. Размер: 12кб.
Часть текста: - и уже наизусть выучил 3 . - "Вот эдаких бы людей-то сечь бы" 4 и т. д. Крупов тоже восхитителен 5 ; письма также 6 . Из статьи о Гумбольдте (которую я, разумеется, не прочту) мне приятно заключить, что друг наш, Н. Г. Фролов, продолжает, по вашему выражению, держаться на высоте ума. Эдак он, пожалуй, допотеет до учености 7 . Тем более заслуги с его стороны. Ждем теперь 11-й No и вашей статьи 8 . Да поторопите контору. Словом, "Современник" идет хорошо. Одно: опечатки! Ни в одном трактирном тюфяке, ни в одной женской кровати нет столько блох и клопов, как опечаток в "Современнике". В моих "Отрывках" 9 я их насчитал 22 важных, иногда обидно искажающих смысл. - "Сторожился" вместо) "сторонился", "ложась" вм<есто> "ложились" (вследствие чего выходит, что мальчишки бегают ложась) - фразы целиком пропущены и т. д. Сие есть неприятно. Нельзя ли хоть на будущий год взять корректора? Ась? Скажите это гг. издателям. Вы, небось, захотите от меня теперь парижских новостей? - Гм. - Вопрос затруднительный!.. Вышла 2-ая часть истории Мишле 10 , которую умные люди хвалят. Брошюра одного старика, современника революции, "Le Robespierre de Mr de Lamartine", в которой он доказывает, что Ламартин "сочинил" небывалого Робеспьера 11 . Я ее не читал, но прочту. К крайнему...
Входимость: 15. Размер: 184кб.
Часть текста: Г. Белинского, проницательно угадавшего в молодом авторе выдающееся художественное дарование. В пору расцвета таланта Тургенева о нем писали Герцен и Чернышевский, Добролюбов и Писарев. В статьях о Тургеневе лучшие русские критики и публицисты середины XIX века поставили ряд живых, насущных вопросов общественного развития России. Такие шедевры революционно-демократической критики, как "Русский человек на rendez-vous" Чернышевского и "Когда же придет настоящий день?" Добролюбова, явились основными вехами борьбы руководителей "Современника" с идеологами буржуазного либерализма. Прогрессивное значение творчества выдающегося русского реалиста заключалось и в том, что его лучшие художественные произведения будили мысль, волновали русское общество и самым фактом своего появления способствовали выработке передовых идей своего времени. "Реальная жизнь воспроизведенная настоящим художником, сама создавала тенденцию и разжигала политические страсти в обществе",- говорил в 1939 году о Тургеневе и Чехове М. И. Калинин, напоминая слова Тургенева о том, что "точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни есть величайшее счастье для литератора 2* ". Творческий путь Тургенева...
Входимость: 13. Размер: 25кб.
Часть текста: } 47. Savez-vous, Madame, que vos charmantes lettres 1 rendent la besogne tres difficile a ceux qui osent pretendre a l'honneur de correspondre avec vous? J'en suis d'autant plus embarrasse qu'une legere indisposition (maintenant entierement dissipee) m'ayant retenu dans ma chambre tous ces jours-ci - je ne puis vous envoyer - comme j'en avais l'intention - une petite revue de tout ce qui se passe a Paris. Me voila donc reduit a mes propres ressources - comme la Medee de Corneille 2 . C'est fort inquietant. Mais n'importe! Je compte sur votre indulgence... ah, mais - sans plaisanter! - Quelle abominable chose que l'abus de la parole! Voila une phrase qui a force d'avoir ete repetee - ne veut plus rien dire - et quand on l'emploie tres serieusement, on s'expose a n'etre pas cru. - Enfin! comme dit votre mari. Je commence par le commencement. Je commence par vous dire que nous sommes tous tres enchantes de l'heureux commencement de vos peregrinations - et que nous attendons avec impatience les nouvelles de votre debut. Nous voyons d'ici tomber les fleurs et nous entendons les bravos. Helas!.. Vous savez ce que veut dire cet - helas! 3 Eh bien - vous voila donc au fin fond de l'Allemagne!.. Il faut esperer que ces braves Burger sauront meriter leur bonheur. Vous etes a Dresde... N'etions-nous pas hier a Courtavenel? Le temps passe toujours vite - qu'il soit rempli ou vide, mais il arrive lentement... comme une clochette de troika russe. Vous avez probablement parcouru Diderot. Il faut avoir lu ses paradoxes 4 pour s'en amuser, les refuter et les oublier. Il raffermit. - a ses depens - dans son lecteur le sentiment du vrai et du beau! Votre esprit si droit, si simple et...
Входимость: 12. Размер: 78кб.
Часть текста: многих лет для своего разрешения. К удивлению, почти ничего подобного не случилось ни перед похоронами Тургенева, ни после них. Гроб его, засыпанный цветами, пришедшими с разных сторон, торжественно шел до могилы, не встречая помех и протестов. Старая историческая злоба, кой-где еще встречающаяся в обществе, против чествования независимого труда, таланта, знания, притаилась на время. Взамен редко приходилось кому-либо встретить такое согласие передовых людей Европы с русскими воззрениями на поэта, как при оценке его значения и влияния. Для судей всех национальностей это был "сказочник", столь же почетный, как и герой, прославившийся на бранном поле, как дипломат, победивший своих противников, как любой человек, высоко стоящий на ступенях иерархической лестницы. Что же такое нашлось у этого "сказочника", чтобы извратить обыкновенный ход человеческих дел и наградить его, на другой день кончины, единодушными благословениями своих и чужих людей?.. То было произведение совокупного дела художнических его разоблачений, науки жизни, им проповедываемой, и обаяния его личности [1]. Покойный романист наш успел - к половине долгой жизни - привести нравственную природу свою в такое соответствие с...
Входимость: 11. Размер: 110кб.
Часть текста: мое знакомство с В. Г. Белинским началось в Петербурге, летом 1843 года; но имя его стало мне известным гораздо раньше {1} . Вскоре после появления его первых критических статей в «Молве» и «Телескопе» (1836–1839) {2} в Петербурге начали ходить слухи о нем как о человеке весьма бойком, горячем, который ни перед чем не отступал и нападал на «все» – на все в литературном мире, конечно. Другого рода критика была тогда немыслима – в печати. Многие, даже между молодежью, осуждали его и находили, что он слишком смел и далеко заносится; старинный антагонизм Петербурга и Москвы придавал еще более резкости тому недоверию, с которым читатели на берегах Невы относились к новому московскому светилу. Притом его плебейское происхождение (отец его был лекарь, а дед дьякон) возмущало аристократический дух, установившийся в нашей литературе с александровских времен, времен «Арзамаса» {3} и т. п. В тогдашнее темное, подпольное время сплетня играла большую роль во всех суждениях – литературных и иных… Известно, что сплетня и до сих пор не совсем утратила свое значение, исчезнет она только в лучах полной гласности и свободы. Целая легенда тотчас сложилась и о Белинском. Говорили, что он недоучившийся казенный студент, выгнанный из университета тогдашним попечителем Голохвастовым за развратное поведение (Белинский – и развратное поведение!); {4} уверяли, что и наружность его самая ужасная; что это какой-то циник, бульдог, призренный Надеждиным с целью травить им своих врагов; упорно, и как бы в укоризну, называли...