Поиск по творчеству и критике
Cлово "PRO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Овсянико-Куликовский Д. Н.: Из "Истории русской интеллигенции". Глава IX. Передовая идеология 70-х годов. Лавров и Михайловский (старая орфография)
Входимость: 1. Размер: 53кб.
2. Накануне (главы 31-35)
Входимость: 1. Размер: 48кб.
3. Стасов В. В.: Из воспоминаний об И. С. Тургеневе
Входимость: 1. Размер: 70кб.
4. Овсянико-Куликовский Д. Н.: Из "Истории русской интеллигенции". Глава XIII. 80-е годы. - "На ущербе", роман П. Д. Боборыкина (старая орфография)
Входимость: 1. Размер: 41кб.
5. Лотман Л. М.: Драматургия И. С. Тургенева
Входимость: 1. Размер: 85кб.
6. Феоктистов Е. М. - Тургеневу И. С., 24 декабря 1851 (5 января 1852 г.)
Входимость: 1. Размер: 16кб.
7. Панаева Авдотья: Воспоминания. 1824-1870 (Главы о Тургеневе). Глава четырнадцатая
Входимость: 1. Размер: 44кб.
8. Лебеденко Н. П.: И. С. Тургенев в оценке Д. С. Мережковского
Входимость: 1. Размер: 21кб.
9. Гроссман Л. П.: Театр Тургенева. IV. Комедия-водевиль
Входимость: 1. Размер: 18кб.
10. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 1, 3, 5, 8 (13, 15, 17, 20) января 1851 г.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
11. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 17, 18, 19, 20 апреля (29, 30 апреля, 1, 2 мая) 1848 г.
Входимость: 1. Размер: 35кб.
12. Феоктистов Е. М. - Тургеневу И. С., 20 июля (1 августа) 1851 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Овсянико-Куликовский Д. Н.: Из "Истории русской интеллигенции". Глава IX. Передовая идеология 70-х годов. Лавров и Михайловский (старая орфография)
Входимость: 1. Размер: 53кб.
Часть текста: которою идеи названныхъ мыслителей роднятся съ направленiемъ предшествующей эпохи - 60 : хъ годовъ (въ частности съ писаревскимъ), проводитъ резкую грань между ихъ идеологiею и чистымъ народничествомъ, всегда склоннымъ подчинять индивидуалистическiя стремленiя личности коллективной мысли и воле народныхъ массъ. Руководящая идея 70-хъ годовъ впервые нашла себе яркое выраженiе въ трактате Михайловскаго. "Что такое прогрессъ?", появившемся въ "Отечественныхъ Запискахъ" въ 1869 году, и въ "Историческихъ письмахъ" Лаврова (Миртова), печатавшихся въ "Неделе" Гайдебурова въ конце 60-хъ годовъ и изданныхъ отдельною книжкою въ 1870 году. Этими выдающимися произведенiями русской философской мысли былъ совершенъ поворотъ отъ идеологiи 60-хъ годовъ къ идеологiи 70-хъ. Они оказали огромное влiянiе на интеллигенцiю эпохи. Молодежь зачитывалась ими, какъ и последующими работами техъ же мыслителей. - Лавровъ и Михайловскiй (последнiй въ особенности) стали "властителями думъ" поколенiя 70-хъ годовъ. Статья Михайловскаго, сразу поставившая молодого и мало известнаго тогда писателя въ первые ряды литературы, имела целью установить такую...
2. Накануне (главы 31-35)
Входимость: 1. Размер: 48кб.
Часть текста: Шубин сказал правду. Неожиданное известие о свадьбе Елены чуть не убило Анны Васильевны. Она слегла в постель. Николай Артемьевич потребовал от нее, чтоб она не пускала своей дочери к себе на глаза; он как будто обрадовался случаю показать себя в полном значении хозяина дома, во всей силе главы семейства: он беспрерывно шумел и гремел на людей, то и дело приговаривая: "Я вам докажу, кто я таков, я вам дам знать - погодите!" Пока он сидел дома, Анна Васильевна не видела Елены и довольствовалась присутствием Зои, которая очень усердно ей услуживала, а сама думала про себя: "Diesen Insaroff vorziehen - und wem?"* Но как только Николай Артемьевич уезжал (а это случалось довольно часто: Августина Христиановна взаправду вернулась), Елена являлась к своей матери - и та долго, молча, со слезами глядела на нее. Этот немой укор глубже всякого другого проникал в сердце Елены; не раскаяние чувствовала она тогда, но глубокую, бесконечную жалость, похожую на раскаяние. ______________ * Предпочесть этого Инсарова - и кому? (нем.). - Мамаша, милая мамаша! - твердила она, целуя ее руки, - что же было делать? Я не виновата, я полюбила его, я не могла поступить иначе. Вините судьбу: она меня свела с человеком, который не нравится папеньке, который увозит меня от вас. - Ох! - перебивала ее Анна Васильевна, - не напоминай мне об этом. Как я вспомню, куда ты хочешь ехать, сердце у меня так и покатится! - Милая мамаша, - отвечала Елена, - тешьтесь хоть тем, что могло быть и хуже: я могла бы умереть. - Да я и так не надеюсь больше тебя видеть. Либо ты кончишь жизнь там, где-нибудь под шалашом (Анне Васильевне Болгария представлялась чем-то вроде сибирских тундр), либо я не перенесу разлуки... - Не говорите этого, добрая мамаша, мы еще увидимся, бог даст. А в Болгарии такие же города, как и здесь. - Какие там города! Там война теперь идет;...
3. Стасов В. В.: Из воспоминаний об И. С. Тургеневе
Входимость: 1. Размер: 70кб.
Часть текста: и идеалист, а я не был ни тем, ни другим. Но именно эта-то диаметральная противоположность направления и делала для нас обмен мыслей об искусстве в высшей степени интересным и притягательным. Нам приходилось вечно спорить, при этом мы иногда даже сильно раздражались, становились чуть не врагами, много раз закаивались когда-нибудь еще снова вступать в спор, даже уверяли иногда, сердитые при расставанье, что никогда-никогда не станем даже начинать разговора об искусстве, - и все-таки, при первой оказии, снова спорили с ожесточением, чуть не с пеной у рта. В 1878 году, в одном из своих "Стихотворений в прозе", Тургенев говорит: "Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит. Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа - ты, по крайней мере, испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего, спорь не из желания победы - но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты не добудешь... Но отчего иногда не позабавиться. Не спорь только с Владимиром Стасовым!" 1 Несмотря, однако же, на такой строгий приказ другим, сам Тургенев никогда его не исполнял, в отношении к самому себе, и много лет своей жизни проспорил со мною и до и после этого своего "Стихотворения в прозе" <...> Я в первый раз увидел Тургенева в 1865 году. Это было в зале Благородного собрания, у Полицейского моста. Тургенев немного опоздал в...
4. Овсянико-Куликовский Д. Н.: Из "Истории русской интеллигенции". Глава XIII. 80-е годы. - "На ущербе", роман П. Д. Боборыкина (старая орфография)
Входимость: 1. Размер: 41кб.
Часть текста: годы. - "На ущербе", роман П. Д. Боборыкина (старая орфография) ГЛАВА XIII. 80-е годы. - "На ущербе", романъ П. Д. Боборыкина. 1. После трагической кончины Императора Александра II и паденiя графа Лорисъ-Меликова съ его "конституцiонными" замыслами, къ правительственной реакцiи присоединилась и общественная. Торжествующая партiя Каткова и гр. Д. А. Толстого властною рукою направляла вспять внутреннюю политику государства и, казалось, находила себе надежную опору въ сочувствiи и вообще въ настроенiи более или менее широкихъ круговъ общества. Рядъ попятныхъ реформъ, окончательно исказившихъ либеральныя начинанiя Александра И, рядъ ограниченiй, усиленная охрана, институтъ земскихъ начальниковъ, введенiе новаго университетскаго" устава (1884 г.), уничтожившаго автономiю высшей школы, удаленiе, безъ суда и разбирательства, целаго ряда лучшихъ, профессоровъ (Муромцева, Эрисманна, М. Ковалевскаго, Дитятина; Мищенка и др.), закрытiе "Отечественныхъ Записокъ" т. д. и т. д., все это создавало тяжелую атмосферу какой - то безнадежности, безпросветности, у лучшихъ людей опускались руки, и не верилось, чтобы въ более или менее близкомъ будущемъ возможенъ былъ какой-либо поворотъ къ лучшему,-- не предвиделось конца реакцiи. Она тучами сгущалась и надвигалась сверху, она туманомъ подымалась снизу... Лучшимъ людямъ приходилось вольно и невольно...
5. Лотман Л. М.: Драматургия И. С. Тургенева
Входимость: 1. Размер: 85кб.
Часть текста: над произведениями в драматическом роде составила важный этап в творческом развитии Тургенева. Театр, связанные с ним литературные жанры: драматургия, диалоги, предназначенные для концертного исполнения, оперные либретто, театральная критика — живо интересовали Тургенева на протяжении всей его жизни. Однако совершенно определенный период — 1840-е годы, в особенности же конец десятилетия и начало 1850-х годов — были временем наиболее интенсивной деятельности писателя в области драматургии, наиболее углубленных его размышлении над вопросами истории и теории драмы. Сороковые годы принесли Тургеневу первые серьезные литературные успехи. Робкий неофит, сознававший незрелость своих литературных опытов в конце 1830-х годов, в конце следующего десятилетия он был уже одним из выдающихся писателей, автором, произведения которого воспринимались как события в художественной и умственной жизни общества. В 1840-х годах получила признание поэзия Тургенева и совершился его переход к повествовательной прозе. В это время сложились основные черты его творческой манеры как рассказчика, новеллиста и сформировался принесший ему славу цикл «Записок охотника». Здесь Тургенев сумел выразить свое последовательное категорическое неприятие крепостнических отношений, выступил как горячий защитник крестьян, тонкий наблюдатель и поэт народной жизни. Сороковые годы были временем наибольшего сближения Тургенева с демократами, знакомства и общения с Белинским и Герценом, увлечения Фейербахом. Беседы с Белинским, влияние великого критика, «пророка» молодых писателей-реалистов, ощутимо в ряде рассказов «Записок...
6. Феоктистов Е. М. - Тургеневу И. С., 24 декабря 1851 (5 января 1852 г.)
Входимость: 1. Размер: 16кб.
Часть текста: не случилось - достаточно уже и болезни. Я начал было много заниматься, дельно принялся за статью о М<арии> Стюарт, 3 но проклятая болезнь все испортила. Будьте добры, возьмите на себя труд сказать И. И. Панаеву, что статья эта не может поспеть, как я хотел, к февр<альской> книжке "Совр<еменника>". Что делать! Не я виноват, - человек предполагает, а холодные театральные сени располагают его намерениями. Не забудьте же ему сказать это. Теперь с новыми силами опять начну и прерванные занятия и окончу статью. - Москва живет нынче так тихо и скучно, что и вообразить невозможно. Даже вечные разговоры о<б> Островск<ом> и юной школе совсем замолкли. Повсюду постные лица, мрак и тоска, - можно с ума сойти, если бы не книги. Авось Боткин привезет что-нибудь из Петерб<урга> новенькое, - вот уже 24 число, а об нем не слыхать. Ну, что Ваша пухлая, как Вы говорите, красавица? Забрала ли она Вас уже в руки. В каких отношениях с нею Ваши приятели - все это любопытно. - Был я, ( После: Был я, - начато: недавно <1 сл. нрзб.>) как уже говорил выше, в бенефисе гетеры нашей - Ирки. Вот, между прочим, что в городе говорят по поводу ее. Она сама, говорят, это рассказывает-- à qui veut entendre. {имеющий уши, да услышит (франц.). } Мацнев, 4 знаменитый воздухоплаватель, содержал ее и в то же время был в связи с m-me Нессельроде. (Так в автографе.) 5 Он часто давал им soupers fins puis il les déshabillait et il se couchait entre elles {изысканные ужины, затем раздевал их и ложился между ними (франц.). } - не правда ли, как это, Иван Сергеевич, безнравственно? Хорошо, что у нас с Вами уже есть готовая роль в...
7. Панаева Авдотья: Воспоминания. 1824-1870 (Главы о Тургеневе). Глава четырнадцатая
Входимость: 1. Размер: 44кб.
Часть текста: Добролюбов и Чернышевский - Самоубийство Пиотровского - "Свисток" Добролюбов и Чернышевский сделались в это время уже постоянными сотрудниками "Современника". Я только раскланивалась с ними, встречаясь в редакции. Хотя я с большим интересом читала их статьи, но не имела желания поближе познакомиться с авторами. Старые сотрудники находили, что общество Чернышевского и Добролюбова нагоняет тоску. "Мертвечиной от них несет! - находил Тургенев. - Ничто их не интересует!" Григорович уверял, что он даже в бане сейчас узнает семинариста, когда тот моется: запах деревянного масла и копоти чувствуется от присутствия семинариста, лампы тускло начинают гореть, весь кислород они втягивают в себя, и дышать делается тяжело. Тургенев раз за обедом сказал: - Однако, "Современник" скоро сделается исключительно семинарским журналом; что ни статья, то семинарист оказывается автором! -- Не все ли равно, кто бы ни написал статью - раз она дельная, - проговорил Некрасов. - Да, да! Но откуда и каким образом семинаристы появились в литературе? - спросил Анненков. - Вините, господа, Белинского, это он причиной, что ваше дворянское достоинство оскорблено и вам приходится сотрудничать в журнале вместе с семинаристами, - заметила я. - Как видите, небесследна была деятельность Белинского: проникло-таки умственное развитие и в другие классы общества. Анненков залился своим обычным смехом, а Тургенев, ...
8. Лебеденко Н. П.: И. С. Тургенев в оценке Д. С. Мережковского
Входимость: 1. Размер: 21кб.
Часть текста: Л. Фризмана, Е. Андрущенко, других известных литературоведов. Однако , преимущественно, проблема заявлялась исключительно в контексте осмысления других тем. Примером может служить обширная статья З. Минц « Блок и традиции русской демократической литературы » . Автор анализирует связи творчества поэта с классической русской литературой ХІХ века, касаясь и блоковской оценки Тургенева, которая довольно далека от привычной, нивелирующе-лестной. Говоря о растущем в 1907–1908 годах интересе Блока к « шестидесятникам » , З. Минц отмечает тот факт, что « …Даже Тургенев, ощущение « либеральной анемичности » которого Блок пронёс почти через всю жизнь, < … > привлекает поэта » (12, 288). И далее исследовательница приводит пометки Блока в « Записных книжках » от 21, 28, и 30 сентября 1908 г., в которых Тургенев называется в ряду писателей, « напряжённо размышлявших о роли народа в истории и о проблеме « стихии и культуры » (12, 288). Однако, при обилии тонких и, как всегда у З. Минц, удивительно точных и глубоких наблюдений, эта тема не получает в названной работе достаточного освещения. Исследование истории восприятия русскими символистами личности и творчества А. С. Пушкина в работах Д. Максимова « Поэзия и проза Ал. Блока » , Н. Крутиковой « В начале века. Горький и символисты » и др. также заставляет авторов обратиться к вопросу эстетической оценки теоретиками русского символизма шестидесятников и, в их числе, к Тургеневу. Например, В. Мусатов в многоаспектной статье « Пушкин в...
9. Гроссман Л. П.: Театр Тургенева. IV. Комедия-водевиль
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: попытка реставрировать классическую трагедию ("Лукреция" Понсара); почти одновременно Рашель обращается к репертуару Расина и Корнэля. Веселая комедия Скриба окончательно утверждается на французском театре. Этот перелом театральной моды в середине сороковых годов быстро сказался на драматургии Тургенева. И на его театре романтическая драма в это время ликвидируется навсегда. Следующий после "Неосторожности" драматический опыт Тургенева "Безденежье" (1845) - эксперимент в совершенно ином жанре. Это - опыт в области водевиля , к которому относится также и несравненно более удачный "Завтрак у предводителя" (1849). Этот сценический вид, модный у нас, как известно, в николаевскую эпоху, принимает в тургеневской разработке особый тип театрального представления, который можно было бы определить, как комедию-водевиль . Сущность его - в некотором ослаблении фарсовых элементов первоначального водевиля - в упразднении куплетов, в повышении нравоописательной живописи. Все остальные черты жанра - веселость, быстрота действия, сатиричность сюжета, гротескность персонажей - здесь сохранены. Сквозь более сдержанные и вполне артистические формы, в "Завтраке у предводителя", так же, как в "Безденежье" и даже отчасти в "Провинциалке", отчетливо просвечивают основные признаки старинного водевиля. Его анекдотическая основа, общая веселость разработки и резко сатирические черты, унаследованные от ярмарочного балагана, приближают маленькую пьеску к границам буффонады. Не трудно заметить здесь и некоторые рудименты куплетности (мотивы, распеваемые Жазиковым, романс графа Любина и проч.). В эпоху тургеневских...
10. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 1, 3, 5, 8 (13, 15, 17, 20) января 1851 г.
Входимость: 1. Размер: 17кб.
Часть текста: sans invoquer ma douce et chere patronne et sans appeler sur elle toutes les benedictions du ciel. Helas! Se peut-il que toute cette annee s'ecoule sans que j'aie le bonheur de vous revoir? C'est une idee bien cruelle et a laquelle il faut cependant que je m'habitue... Nous avons passe la soiree d'hier chez un de mes amis, et quand minuit a sonne, vous vous imaginez bien a qui j'ai mentalement porte mon toast! Tout mon etre s'est elance vers mes amis, mes chers amis de la-bas... Que le ciel veille sur eux et les garde!.. Mon coeur est toujours la-bas, je le sens. A demain. Il faut que je sorte, j'ai quelques visites a faire. J'ai une foule de choses a vous communiquer. Ce n'est pas sans raison que je suis reste si longtemps a Moscou. J'ai mene a bonne fin une entreprise assez difficile et delicate. Je vous parlerai de tout cela demain. Aujourd'hui soir, on donne une de mes comedies manuscrites chez la comtesse Sollohoub, un theatre de societe 1 . On m'a engage d'assister a la representation, mais je me garderai bien de le faire; (je craindrais trop d'y jouer un personnage ridicule. Je vous dirai quel aura ete le resultat. A demain. Mais je veux me mettre a vos pieds et embrasser le pan de votre...