Поиск по творчеству и критике
Cлово "1962"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Новь (Примечания). Часть VII
Входимость: 4. Размер: 81кб.
2. Румянцева Э. М.: Тургенев И. С. (Большая советская энциклопедия)
Входимость: 3. Размер: 29кб.
3. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Романтическое начало и его эволюция в творчестве И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 38кб.
4. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Русский роман второй половины XIX века
Входимость: 3. Размер: 38кб.
5. Тургенев И. С. - Герцену A. И., 15(27) августа 1862 г.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
6. Рассказ отца Алексея
Входимость: 2. Размер: 72кб.
7. Бельская А. А.: Полифония заглавия романа И. С. Тургенева "Дым"
Входимость: 2. Размер: 32кб.
8. Воспоминания о Шевченке
Входимость: 2. Размер: 28кб.
9. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, апрель 1864 - 1865гг.)
Входимость: 2. Размер: 100кб.
10. Дворянское гнездо (приложения: страница 6)
Входимость: 2. Размер: 63кб.
11. После смерти (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 56кб.
12. Рудин (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 126кб.
13. Муратов А. Б.: Н. А. Добролюбов и разрыв И. С. Тургенева с журналом "Современник"
Входимость: 2. Размер: 67кб.
14. Дубовиков А. Н. и Назарова Л. Н.: Повести и рассказы Тургенева
Входимость: 2. Размер: 54кб.
15. Дым (Примечания). Часть II
Входимость: 2. Размер: 42кб.
16. Переписка
Входимость: 2. Размер: 103кб.
17. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 22 марта (3 апреля) 1867 г.
Входимость: 2. Размер: 12кб.
18. Новь (Примечания). Часть III
Входимость: 1. Размер: 34кб.
19. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 4(16) сентября 1859 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
20. Отрывки из воспоминаний — своих и чужих. Отчаянный
Входимость: 1. Размер: 83кб.
21. О книге А. Больца
Входимость: 1. Размер: 5кб.
22. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Эстетическое кредо Тургенева
Входимость: 1. Размер: 33кб.
23. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1866 - июнь 1867гг.)
Входимость: 1. Размер: 116кб.
24. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. "Отцы и дети"
Входимость: 1. Размер: 75кб.
25. Восточная легенда
Входимость: 1. Размер: 8кб.
26. Предисловие к французскому переводу стихотворений Пушкина
Входимость: 1. Размер: 5кб.
27. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Введение
Входимость: 1. Размер: 18кб.
28. Николай Иванович Тургенев
Входимость: 1. Размер: 43кб.
29. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Глава вторая. Тургенев и Гоголь
Входимость: 1. Размер: 54кб.
30. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. От "Дыма" до "Нови"
Входимость: 1. Размер: 9кб.
31. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 15 (27) декабря 1858, 30 декабря 1858 (11 января 1859) г.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
32. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1850-1854гг.)
Входимость: 1. Размер: 146кб.
33. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Последние романы Тургенева ("Дым", "Новь")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
34. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 24 апреля (6 мая) 1852 г.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
35. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Глава первая. Тургенев и Пушкин
Входимость: 1. Размер: 106кб.
36. Несколько слов о стихотворениях Ф. И. Тютчева
Входимость: 1. Размер: 22кб.
37. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 20 января (1 февраля) 1858 г.
Входимость: 1. Размер: 18кб.
38. Дворянское гнездо (приложения: страница 9)
Входимость: 1. Размер: 43кб.
39. Фауст (примечания)
Входимость: 1. Размер: 74кб.
40. Гамлет и Дон-Кихот
Входимость: 1. Размер: 105кб.
41. Дым (Примечания). Часть IV
Входимость: 1. Размер: 48кб.
42. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Роман "Дым"
Входимость: 1. Размер: 61кб.
43. Примечания (стихотворения в прозе)
Входимость: 1. Размер: 121кб.
44. Тургенев И. С. - Виардо Полине и Луи, 8, 11 (20, 23) января 1852 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
45. Стасов В. В.: Из воспоминаний об И. С. Тургеневе
Входимость: 1. Размер: 70кб.
46. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1859-1861гг.)
Входимость: 1. Размер: 198кб.
47. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. История создания и печатания романа "Отцы и дети"
Входимость: 1. Размер: 8кб.
48. Песнь торжествующей любви (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 41кб.
49. Вильгельм Телль, драматическое представление в пяти действиях
Входимость: 1. Размер: 22кб.
50. Собака
Входимость: 1. Размер: 66кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Новь (Примечания). Часть VII
Входимость: 4. Размер: 81кб.
Часть текста: появилась впервые под названием «Terres vierges» в 43 фельетонах газеты «Temps» [147] . Перевод в «Temps» публиковался в одно время с материалами «Процесса 50-ти», происходившего в Петербурге в марте 1877 г., вследствие чего у французских читателей неизбежно возникали аналогии между романом Тургенева и реальными политическими событиями в России. Многие даже подозревали, что писатель имел возможность предварительно ознакомиться с материалами следствия. Интересно в этом отношении примечание, написанное Луи Виардо к главе XXXVIII романа и предназначенное для «Temps». Это примечание Тургенев переслал Э. Дюрану-Гревилю 10(22) марта 1877 г. с просьбой поместить в «Temps». «Мой друг г. Виардо, которому я даю читать корректуры „Нови“, — писал Тургенев, — предложил прибавить в том месте, где говорится о свадьбе Марианны с Соломиным, следующее примечание: Если бы роман г. И. Т. не был написан и даже напечатан раньше политического процесса, который происходит сейчас в...
2. Румянцева Э. М.: Тургенев И. С. (Большая советская энциклопедия)
Входимость: 3. Размер: 29кб.
Часть текста: контрастировала с крепостническим произволом. В 1833 поступил в Московский университет, через год перешёл в Петербургский университет на словесное отделение философского факультета (окончил кандидатом в 1837). Первое дошедшее до нас произведение Т. — драматическая поэма «Стено» (написана в 1834, опубликована 1913), посвящена герою демонического склада. К середине 30-х гг. относятся ранние стихотворные опыты Т. Первое увидевшее свет произведение — рецензия на книгу А. Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским» (1836), в 1838 в журнале «Современник» были опубликованы первые стихи Т. «Вечер» и «К Венере Медицейской». В 1838—40 (с перерывами) Т. продолжал образование за границей. В Берлинском университете он занимался философией, древними языками, историей. В Берлине, затем в Риме сблизился с Н. В. Станкевичем и М. А. Бакуниным. В 1842 Т. выдержал в Петербургском университете экзамен на степень магистра философии. В 1842 совершил ещё одну поездку в Германию. По возвращении служил в министерстве внутренних дел чиновником...
3. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Романтическое начало и его эволюция в творчестве И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 38кб.
Часть текста: были свойственны Тургеневу на протяжении всего его творческого пути. Даже во многих реалистических произведениях Тургенева встречаются и гармонируют с их общим строем романтические герои, ситуации, сцены, эпизоды, что давало повод, например, В. В. Виноградову утверждать, будто Тургенев не реалист, а романтик. Еще в конце 30-х годов Иван Сергеевич проявляет интерес к романтическим произведениям Гете, к его философии, умению наблюдать и изображать гармонию в природе. 4(16) декабря 1939 г. Тургенев пишет Т. Н. Грановскому из Петербурга: "Я все не перестаю читать Гете. Это чтение укрепляет меня в эти вялые дни. Какие сокровища я беспрестанно открываю в нем! Вообразите - я до сих пор не читал "Римских элегий". Какая жизнь, какая страсть, какое здоровье дышит в них!.. Эти Элегии огнем пролились в мою кровь - как я жажду любви!" (П. I, 176). Через 7 лет после этого восторженного отзыва Тургенев поместил в некрасовском "Петербургском сборнике" свой перевод одной из "Римских элегий" Гете. Как понимал Тургенев романтизм? В письме к А. В. Дружинину от 30 октября (11 ноября) 1856 г., рассуждая о своей повести "Фауст" (1855), он пишет. "Я очень рад, что мой рассказ "Фауст" Вам понравился, - это для меня ручательство; я верю в Ваш вкус. Вы говорите, что я не мог остановиться на Ж. Санд, разумеется, я не мог остановиться на ней так же, как например, на Шиллере; но вот какая разница между нами: для Вас все это направление - заблуждение, которое следует искоренить; для меня оно - неполная истина, которая всегда найдет (и должна найти) последователей в том возрасте человеческой жизни, когда полная истина еще недоступна. Вы думаете, что пора уже...
4. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Русский роман второй половины XIX века
Входимость: 3. Размер: 38кб.
Часть текста: яснее обнаруживалось, что ни разлагающееся дворянство, ни молодая развивающаяся буржуазия не могут кардинальным образом изменить существующие в России порядки. Дворянство свою историческую роль уже сыграло и стало постепенно сходить с общественной арены. Попытки же некоторых его представителей приспособиться к новым пореформенным условиям выглядели чаще всего как жалкая и безрезультатная гальванизация. Что же касается русской буржуазии, то ей, как известно, никогда не был присущ революционный дух. В пореформенное время ее вполне устраивали различные либеральные реформы, дальше которых, в силу своей неразвитости, она не могла пойти. Единственной силой, на которую можно было возлагать надежды, оказалась русская демократия во всех ее разновидностях, начиная от разночинной интеллигенции и нигилистов и кончая революционными народниками 70-х годов. Такая расстановка классовых сил в пореформенной России не могла не отразиться на художественной литературе, в частности на судьбах реалистического романа. С одной стороны, в романе этого периода нашли отражение распад дворянской культуры и складывающиеся в России буржуазные отношения. С другой стороны, назрела необходимость запечатлеть в нем сформировавшиеся антидворянские и антибуржуазные силы, которые, несмотря на жесточайшие преследования свыше, продолжали прогрессивно развиваться. Не случайно именно в пореформенный период появляется множество разнотипных романов: социально-психологических ("Дым" и "Новь" Тургенева, "Обрыв" Гончарова, "Анна Каренина" Толстого, "Преступление и наказание" и "Идиот" Достоевского, "Господа Головлевы" Салтыкова-Щедрина), социально-политических ("Что делать?" и "Пролог" Чернышевского, "Бесы" Достоевского, романы демократических писателей "о новых людях"),...
5. Тургенев И. С. - Герцену A. И., 15(27) августа 1862 г.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Часть текста: 27-го авг. 1862. Баден. Amalienstrasse, No 337. Милый А<лександр> И<ванович> - во-первых, спасибо за скорый ответ 1 , а во-вторых - говоря поэтическим языком, легкие пени на тебя за то, что ты мог подумать, что твои две статьи ("Концы и начала") могли меня рассердить 2 . Я их только теперь прочел (и, принимаясь за чтение, даже не подозревал, что они ко мне обращены - потом скоро догадался) и нашел в них всего тебя, с твоим поэтическим умом, особенным уменьем глядеть и быстро и глубоко, затаенной усталостью благородной души и т. д.,-- но это еще не значит, что я с тобой вполне согласен... Ты, мне кажется, вопрос не так поставил. Я решился тебе отвечать в твоем же журнале - хотя это не совсем легко - во всяческом смысле этого слова, а ты, пожалуйста, сохрани мое имя в тайне и даже, если можно, отведи другим глаза. Я надеюсь через неделю послать тебе ответ - он уже начат 3 . Об остальном пока говорить я не буду - некогда. Я только что переехал на квартиру и не уселся как следует. Спасибо за "Колокол" и за обещание впредь 4 . Второе твое письмо к "Молодой России" - лучше первого: тебе более чем кому-нибудь следует вразумлять их 5 . Но как это вы напечатали предложение издателям "Современника)", "Русского слова" и "Дня" - издаваться на ваш счет в Лондоне!! Ведь это всё равно что кирпичом их по голове 6 , да и вероятно ли, что Некрасов, гр. Кушелев или даже Аксаков (или его продолжатель Елагин 7 ) захотят сжечь свои корабли. Это было очень необдуманно с вашей стороны: Некрасов, пожалуй, увидит в этом желание отомстить ему. А каков Гарибальди? С невольным трепетом следишь за каждым движением этого последнего из героев 8 . Неужели Брут, который не только в истории всегда, но даже и у Шекспира гибнет 9 -- восторжествует? Не верится - а душа замирает. - ...
6. Рассказ отца Алексея
Входимость: 2. Размер: 72кб.
Часть текста: я ни на каком человеческом лице не видывал более грустного, вполне безучастного, — как говорится, — «убитого» выражения. Черты этого лица были обыкновенные, деревенского типа: морщинистый лоб, маленькие серые глазки, крупный нос, бородка клином, кожа смуглая и загорелая… Но выражение!.. выражение!.. В тусклом взгляде едва — и то скорбно — теплилась жизнь; и голос был какой-то тоже неживой, тоже тусклый. Я занемог и пролежал несколько дней; отец Алексей заходил ко мне по вечерам — не беседовать, а играть в дурачки. Игра в карты, казалось, развлекала его еще больше, чем меня. Однажды, оставшись несколько раз сряду в дураках (чему отец Алексей порадовался немало), я завел речь о его прошлой жизни, о тех горестях, которые оставили на нем такой явный след. Отец Алексей сперва долго упирался, но кончил тем, что рассказал мне свою историю. Я ему, должно быть, чем-нибудь да полюбился; а то бы он не был со мною так откровенен. Я постараюсь передать его рассказ его же словами. Отец Алексей говорил очень просто и толково, без всяких семинарских или провинциальных замашек и оборотов речи. Я не в первый раз заметил, что сильно поломанные и смирившиеся русские люди всех сословий и званий выражаются именно таким языком. — …У меня была жена добрая и степенная, — так начал он, — я ее любил душевно и прижил с нею восемь человек детей; но почти все умерли в младых летах. Один мой сын вышел в архиереи — и скончался не так давно у себя в епархии; о другом сыне — Яковом его звали — я вот теперь расскажу вам. Отдал я его в семинарию, в город Т…; и скоро стал получать самые утешительные о нем известия: первым был учеником по всем предметам! Он и дома, в отрочестве,...
7. Бельская А. А.: Полифония заглавия романа И. С. Тургенева "Дым"
Входимость: 2. Размер: 32кб.
Часть текста: интерпретацию 1. Заглавия романов И. С. Тургенева отличаются своим структурным и функциональным разнообразием: только первый из них назван по фамилии главного героя («Рудин»), т. е. само заглавие как основной план произведения выделяет план данного персонажа; названия других романов в сжатой форме выражают либо главную тему («Дворянское гнездо»), либо центральную проблему («Накануне», «Новь»), либо основной конфликт («Отцы и дети»). В заглавие романа «Дым» вынесено слово-символ, которое является формой обозначения сквозного образа произведения и которое по мере организации текста расширяет своё значение и приобретает обобщающий и универсальный характер. В тургеневедении давно замечено, что заглавие «Дыма» символично: одни исследователи считают, что введением «аллегорического заглавия» автор «недвусмысленно» отвергает нигилистическое движение и образ «дыма» является символом непрочности,...
8. Воспоминания о Шевченке
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Часть текста: <ВОСПОМИНАНИЯ О ШЕВЧЕНКЕ> Милостивый государь! Намереваясь издать полное собрание сочинений Т. Г. Шевченка, вы желаете, чтобы я сообщил вам несколько подробностей о нем. С охотой исполняю ваше желание, хотя должен предуведомить вас, что я познакомился с народным поэтом Малороссии незадолго до его кончины и встречался с ним довольно редко. Первое наше свидание произошло в Академии художеств, вскоре после его возвращения в Петербург, зимою, в студии одного живописца, у которого Тарас Григорьевич намеревался поселиться. Я приехал в Академию вместе с Марьей Александровной Маркович (Марко Вовчок), которая незадолго перед тем тоже переселилась в нашу северную столицу и служила украшением и средоточием небольшой группы малороссов, съютившейся тогда в Петербурге и восторгавшейся ее произведениями: они приветствовали в них — так же как и в стихах Шевченка — литературное возрождение своего края. Вы лучше меня знаете, какой оборот всё это приняло впоследствии. В студии художника, куда мы прибыли с г-жою Маркович, уже находилась одна дама (тоже малороссиянка по происхождению), которая также желала увидеть Тараса Григорьевича, — г-жа Кар—ская; в ее доме по вечерам часто собиралась та группа, о которой я говорил; и Шевченко, познакомившись с г-жою Кар—ской, стал посещать ее чуть не каждый день. Мы прождали около часу. Наконец явился Тарас Григорьевич — и, разумеется, прежде чем кого-либо из нас, приветствовал г-жу Маркович: он уже встречался с нею, был искренно к ней привязан и высоко ценил ее талант. Широкоплечий, приземистый, коренастый, Шевченко являл весь облик козака, с заметными следами солдатской выправки и ломки. Голова остроконечная, почти...
9. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, апрель 1864 - 1865гг.)
Входимость: 2. Размер: 100кб.
Часть текста: Иван Сергеевич (1823--1886) - см. т. 2 - 259 Александр II (1818--1881), российский император с 1855 г. - 39, 193, 327 ("о воле государя") Ал < ександр > Ник < итич > -- см. Шеншин А. Н. Алексеев Михаил Павлович (1896--1981), советский литературовед, академик, главный редактор Полного собрания сочинений и писем И. С. Тургенева в 28-ми томах и настоящего издания - 263, 300 Алифанов Афанасий Тимофеевич (ум. 1876) - см. т. 2 - 147 ("Athanase"), 226 ("Афанасий"), 312 Алферьев Василий Петрович (1823--1854), писатель - 821 "На нынешнюю войну" - 166 ("Воевода Пальмерстон"), 321 Альберт -- см. Тургенев А. Н. Альберт, (Albert), принц Саксен-Кобург-Готский (1819--1861) - см. т. 3 - 101, 113, 289 Андреева, петербургская домовладелица - 137 Анна Яковлевна -- см. Тургенева А. Я. * Анненков Павел Васильевич (1813--1887) - см. т. 2 - 7, 8, 20, 21, 24--26, 32, 38 ("einen russischen Freund"), 41, 47, 50, 51, 55, 57, 58, 61, 64, 67--70, 75-80, 81, 90, 92, 94, 96, 97, 101-103, 106, 108, НО, 115, 118, 119, 121, 122, 126, 127, 132, 137, 171, ...
10. Дворянское гнездо (приложения: страница 6)
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: произведения, по собственному признанию Тургенева, относится к 1856 г. Первое упоминание о "Дворянском гнезде" как о повести, предназначавшейся для "Современника", содержится в письме Тургенева к И. И. Панаеву от 3/15 октября 1856 г.: "Моя новая большая повесть поспеет, если я буду жив и здоров, к Новому году", - сообщает автор. Через три недели, 25 октября/6 ноября, он о том же пишет из Парижа В. П. Боткину: "...у меня уже совсем сложен в голове план романа, и я набросал первые сцены...". Сообщение о задуманной им "очень большой повести" повторяется и в письме Тургенева к M. H. Лонгинову от 7/19 ноября 1856 г. Но в середине декабря творческий подъем писателя заметно падает: постоянные недомогания мешают ему работать -и 16/28 декабря 1856 г. он сообщает И. И. Панаеву о том, что не закончит свою большую повесть к февральскому номеру "Современника" и что повесть эта отложена в сторону (Т, Письма, т. III, стр. 18, 23, 36, 59). Всю зиму 1856/57 г. Тургенев болел и жаловался на падение работоспособности. Единственное его произведение этой поры - "Поездка в Полесье". Тяжелые настроения, владевшие писателем в это время, привели к решительному отказу от прежних творческих замыслов. Так, 17 февраля/1 марта 1857 г. Тургенев сообщает В. П. Боткину, что он уничтожил все свои начинания, планы и т. д. (там же, т. III, стр. 91-92). Возможно, что вместе с другими материалами были уничтожены и первые наброски будущего "Дворянского гнезда". Каковы были эти...