Поиск по творчеству и критике
Cлово "1953"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Владимир Иванович Даль. Фольклор (пословицы) в творчестве Даля
Входимость: 7. Размер: 33кб.
2. Аксенова Е. М.: Драматургия И. С. Тургенева
Входимость: 7. Размер: 85кб.
3. Алексеев М. П.: Мировое значение "Записок охотника"
Входимость: 4. Размер: 224кб.
4. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Последние годы
Входимость: 4. Размер: 34кб.
5. Записки охотника (Примечания)
Входимость: 4. Размер: 133кб.
6. Фауст (примечания)
Входимость: 3. Размер: 74кб.
7. Список сокращений (Письма Тургенева, 1831-1849гг.)
Входимость: 3. Размер: 9кб.
8. Указатель важнейшей литературы о жизни и творчестве И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 20кб.
9. Дворянское гнездо (приложения)
Входимость: 3. Размер: 43кб.
10. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава третья. "Записки охотника" и русская литература
Входимость: 3. Размер: 54кб.
11. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Том 1. Список условных сокращений
Входимость: 3. Размер: 4кб.
12. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Николай Васильевич Успенский. Биография. Анализ творчества
Входимость: 3. Размер: 17кб.
13. Румянцева Э. М.: Тургенев И. С. (Большая советская энциклопедия)
Входимость: 3. Размер: 29кб.
14. Дым (Примечания). Часть V
Входимость: 2. Размер: 52кб.
15. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава девятая. "Отцы и дети"
Входимость: 2. Размер: 113кб.
16. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1862-1864гг.)
Входимость: 2. Размер: 176кб.
17. После смерти (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 56кб.
18. Дневник. Ноябрь 1882 — январь 1883 г.
Входимость: 2. Размер: 68кб.
19. Где тонко, там и рвется (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 37кб.
20. Богословский Н. В.: Тургенев. Краткая библиография
Входимость: 2. Размер: 5кб.
21. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Великий мастер языка и стиля
Входимость: 2. Размер: 65кб.
22. Вешние воды (Примечания)
Входимость: 2. Размер: 108кб.
23. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава двенадцатая. Великий русский писатель-реалист
Входимость: 2. Размер: 92кб.
24. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Театр Тургенева
Входимость: 2. Размер: 64кб.
25. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. Сатире щедрая дань
Входимость: 2. Размер: 80кб.
26. Список сокращений (Письма Тургенева, 1850-1854гг.)
Входимость: 2. Размер: 6кб.
27. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава восьмая. Тургенев в канун падения крепостного права "Накануне". Разрыв с "Современником"
Входимость: 2. Размер: 129кб.
28. Сафонова О. Ю.: П. Н. Тургенев и его потомки. К истории рода Тургеневых
Входимость: 1. Размер: 14кб.
29. Тургенев И. С. - Толстым М. Н. и В. П., 8 (20) декабря 1855 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
30. Бабореко А. К.: "Записки охотника"
Входимость: 1. Размер: 51кб.
31. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 13
Входимость: 1. Размер: 39кб.
32. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1859-1861гг.)
Входимость: 1. Размер: 198кб.
33. Пустовойт П.Г.: И. С. Тургенев - художник слова. История создания и печатания романа "Отцы и дети"
Входимость: 1. Размер: 8кб.
34. Тургенев И. С. - Островскому A. H., 15 февраля - 14 марта (27 февраля - 26 марта) 1860 г.
Входимость: 1. Размер: 3кб.
35. Список сокращений (Письма Тургенева, 1859-1861гг.)
Входимость: 1. Размер: 4кб.
36. Список сокращений (Письма Тургенева, 1862-1864гг.)
Входимость: 1. Размер: 3кб.
37. Тургенев И. С. - Герцену A. И., 4(16) сентября 1859 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
38. Тургенев И. С. - Бакунину А. А., 8--17 (20--29) апреля 1842 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
39. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Московский и Петербургский университеты
Входимость: 1. Размер: 10кб.
40. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава восьмая. Поздние рассказы. "Таинственные" повести
Входимость: 1. Размер: 55кб.
41. Провинциалка
Входимость: 1. Размер: 152кб.
42. Тургенев И. С. - Кашперову В. Н., 5 (17) января 1857 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
43. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава седьмая. "Дым" в ряду романов Тургенева
Входимость: 1. Размер: 61кб.
44. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Дмитрий Васильевич Григорович. Биография. Анализ творчества
Входимость: 1. Размер: 8кб.
45. Список сокращений (Письма Тургенева, 1855-1858гг.)
Входимость: 1. Размер: 2кб.
46. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Роман "Новь"
Входимость: 1. Размер: 88кб.
47. Протопопов С. В.: Композиция романа И. С. Тургенева «Накануне»
Входимость: 1. Размер: 55кб.
48. Луканина А. Н.: Мое знакомство с И. С. Тургеневым
Входимость: 1. Размер: 85кб.
49. Поп
Входимость: 1. Размер: 44кб.
50. Курляндская Г.Б.: И. С. Тургенев и русская литература. Глава первая. Тургенев и Пушкин
Входимость: 1. Размер: 106кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Фокеев А.Л.: Знамение времени. Проза ХIХ века. Владимир Иванович Даль. Фольклор (пословицы) в творчестве Даля
Входимость: 7. Размер: 33кб.
Часть текста: В 1839 году в "Отечественных записках" появляется повесть "Бедовик". В. Г. Белинский высоко оценил эту повесть. В 40-е годы творчество Даля развивается в русле натуральной школы. Даль печатает очерк "Уральский казак". Популярность писателю принесли и другие очерки: "Денщик", "Русский мужик", "Русак". Кроме очерков Даль пишет в эти годы повести и рассказы: "Вакх Сидоров Чайкин", "Хмель, сон и явь" и др. Большую деятельность Даль проявляет как член учредительного собрания Географического общества, развернувшего собирательскую работу по этнографии и фольклору. В 1845–1846 годах он печатает статьи о народных верованиях (книга известна под названием "О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа"). В. И. Даль известен также как автор сборника "Пословицы русского народа" . В течение всей своей жизни он собирал народные выражения, изучал народный язык, вел кропотливую работу по составлению "Толкового словаря живого великорусского языка" . Это было главным делом его жизни. Даль фактически совершил подвиг в науке,...
2. Аксенова Е. М.: Драматургия И. С. Тургенева
Входимость: 7. Размер: 85кб.
Часть текста: театра, Тургенев выступал против реакционного эпигонского романтизма, против засорения репертуара ходульными драмами Кукольника, Гедеонова и им подобных. «Обогатила ли она нашу душу хотя одним живым и теплым словом, познакомила ли она нас с новым, небывалым воззрением талантливого человека на русскую жизнь, русское сердце, русскую старину?» — писал Тургенев о драме Гедеонова «Смерть Ляпунова» в 1846 г 1* . «У нас нет еще драматической литературы и нет еще драматических писателей... эта жила на почве нашей народности еще не забила обильным ключом», — писал Тургенев в том же году в рецензии на трагедию Кукольника «Генерал-поручик Паткуль» 2* . Тургенев отмечал, что реалистическое направление, победившее в прозе, все еще ждет своих творцов в области драматургии: «Нравственно-сатирические и исторические романы старого покроя убиты; но исторические драмы существуют» 3* . Тургенев выражал уверенность, что в скором времени эти ходульные драмы будут вытеснены самобытными реалистическими пьесами, так как Гоголь «указал дорогу, по которой со временем пойдет наша драматическая литература», и хотя «в течение этого времени мы на русской сцене не видели ни одного произведения, которое можно было бы причислить к гоголевской школе... но изумительная перемена совершилась с тех пор в нашем сознании, в наших потребностях 4* .» В борьбе за развитие русского реалистического театра в сороковые годы именно Тургеневу...
3. Алексеев М. П.: Мировое значение "Записок охотника"
Входимость: 4. Размер: 224кб.
Часть текста: об «успехах» распространения русской литературы в различных зарубежных странах. О действительной исторической роли, которую играло за рубежом творчество многих русских писателей, либо не догадывались вовсе, либо говорили неуверенно, робко, не улавливая еще закономерностей в разрозненных фактах, подобранных случайно, без строгого и обдуманного критерия. О действительно мировом значении Пушкина, Гоголя, даже Л. Н. Толстого, в сущности, знали немного, не обобщая известные данные, не пытаясь свести их в одной картине, которая имела бы общий идейный смысл и единый принцип своего построения. Впрочем, из всех упомянутых писателей Тургенев давно уже представлялся критикам одним из тех, значение которого было наиболее неоспоримым. Всесветная слава Пушкина раскрыта была лишь в недавнее время; относительно Гоголя у нас долго считалось, что он вполне может быть оценен только на его родине или только теми читателями, которые могут читать его в подлиннике; поэтому в течение многих лет у нас преувеличивали неизвестность многих лучших представителей русской литературы и невнимание к ним за пределами нашей страны. Такого рода ошибок не делалось как раз по отношению к Тургеневу. Напротив, у нас в свое время утвердилось мнение, что именно он «открыл» русскую литературу для многих зарубежных стран западного мира, что именно Тургенев в сильной степени содействовал распространению там произведений и Пушкина, и Гоголя, и Л. Толстого, являясь неустанным пропагандистом этих и многих других русских писателей во всех литературах Европы. Такое мнение, конечно, справедливо, но лишь до известной степени. Как ни много значит личный почин в литературном процессе, но не он определяет фазы развития в той или иной области литературного творчества. Как ни плодотворны были усилия Тургенева в деле...
4. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Последние годы
Входимость: 4. Размер: 34кб.
Часть текста: литераторы сами обращались к маститому писателю за советом, посылали ему свои сочинения. И всегда Иван Сергеевич откликался на их просьбы, стремился помочь всем, чем только мог. Тургенев внимательно прочитывал огромное количество рукописей, иногда сам исправлял их, старался "пристроить" то, что могло быть напечатано. Он просиживал с авторами целые часы, указывая им на недостатки их произведений. В эти годы он часто повторял: "Сам я пишу теперь очень мало; единственную услугу, какую я могу оказать русской литературе, - это помогать советами и указаниями начинающим писателям и уговаривать неспособных к писательской карьере заняться чем-нибудь другим..." 1 Исключительную ценность представляют все советы Тургенева начинающим писателям. В них он часто излагал свое собственное творческое кредо, составлял "программы", которым, по его убеждению, должны были следовать молодые писатели. Так, молодой писательнице Е. В. Львовой 6 января 1876 года он писал: "Работайте хотя бы насильно пока, непременно работайте ежедневно. Читайте побольше <...> Не читайте что попало, а со строгим выбором<...> Воспитывайте свой вкус и мышление. А главное - изучайте...
5. Записки охотника (Примечания)
Входимость: 4. Размер: 133кб.
Часть текста: (Примечания) Примечания <к "Запискам охотника"> I "Записки охотника", появлявшиеся в печати отдельными рассказами и очерками на рубеже сороковых и пятидесятых годов и объединенные затем в книгу, составили первое по времени большое произведение Тургенева. В нем заключен ответ на центральную проблему эпохи, в которую произведение это создавалось. Создавалось же оно в ту пору, когда в России, по словам Ленина, "все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом" {Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 520.}. "Записки охотника" - художественный суд писателя над крепостничеством и теми явлениями русской действительности, которые сложились в условиях векового господства этого строя. Вместе с тем - это широкое поэтическое полотно народной жизни России в крепостную эпоху. Продолжая то, чего достигли в изображении русского народа Радищев, Пушкин и Гоголь, Тургенев одновременно выработал новый метод изображения. По словам Белинского, он "зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил" (Белинский, т. 10, с. 346). Образы крепостных крестьян, созданные Тургеневым, были восприняты читателями как глубоко типические и навсегда сохранили это свое художественное достоинство. Проникнутые духом антикрепостнического протеста н демократической гуманности, "Записки охотника" сыграли важную роль в истории русского реализма, так же как и в развитии русского общественного самосознания. По свидетельству Салтыкова-Щедрина, они "положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды" и, вместе с другими произведениями Тургенева, значительно повысили "нравственный и умственный уровень русской интеллигенции" (Салтыков-Щедрин, т. 9, с. 459). Впоследствии, в предисловии к переводу на русский язык романа Б. Ауэрбаха "Дача на Рейне" (1868), Тургенев указал на то, что "обращение литературы к...
6. Фауст (примечания)
Входимость: 3. Размер: 74кб.
Часть текста: и вторая редакции начала продолжения ("Третий день") по черновому автографу и варианты наборной рукописи; к повести "Ася" - варианты наборной рукописи; к роману "Дворянское гнездо" - наиболее существенные варианты чернового автографа. Все варианты рукописей публикуются в настоящем издании впервые. Варианты черновых автографов повести "Ася" и рассказа "Поездка в Полесье", не вошедшие в настоящий том, будут напечатаны в одном из "Тургеневских сборников", издаваемых Институтом русской литературы АН СССР. Описания сохранившихся черновых автографов "Поездки в Полесье", "Аси" и "Дворянского гнезда" - с приведением некоторых вариантов, помогающих воссоздать историю текстов, - даются в разделе "Примечания", в комментариях к каждому из указанных произведений. Система подачи вариантов изложена в уже вышедших томах настоящего издания (см. т. I, стр. 475-476; т. V, стр. 434; т. VI, стр. 400). Варианты, находящиеся в разных источниках, но совпадающие между собой, объединяются и помещаются однажды, лишь с указанием к каждому такому варианту (в скобках) всех источников текста, в которых имеется данный вариант. Источники текстов даются в следующих сокращениях (сиглах): Рукописные источники HP - наборная рукопись. ЧА - черновой автограф. Печатные источники Б Чт - "Библиотека для чтения". С - "Современник". 1856 - Повести и рассказы И. С. Тургенева. С 1844 г. по 1856 г. Часть III. СПб., 1856. 1859 - Дворянское гнездо. Роман И. С. Тургенева. М., 1859. 1860 - Сочинения И. С. Тургенева. Исправленные и дополненные. Издание Н. ...
7. Список сокращений (Письма Тургенева, 1831-1849гг.)
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Часть текста: архив СССР (Ленинград). Bibl Nat -- Национальная библиотека (Париж).  Собрания сочинений, сборники и другие издания Анненков -- Анненков П. В. Литературные воспоминания. М.: Гослитиздат, 1960. Анненков и его друзья -- П. В. Анненков и его друзья. СПб., 1892. Белинский -- Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР. 1953--1959, т. 1-13. Белинский, Письма -- Белинский, Письма / Ред. и примеч. Е. А. Ляцкого. СПб., 1914, т. 1--3. ВЕ -- "Вестник Европы" (журнал). Вольф, Хроника -- Вольф А. И. Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1881 года. СПб., 1877--1884, ч. I--III. Гальп. -Кам. Письма -- Письма И. С. Тургенева к Полине Виардо и его французским друзьям / Изд. Гальпериным-Каминским. М., 1900. ГБЛ, Записки -- Записки Отдела рукописей. М., 1938--1957 (Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина). Вып. 1--19. Издание продолжается. Герцен -- Герцен А. И. Собр. соч.: В 30-ти т. М.: Наука, 1954--1965. Герцен, Летопись -- Летопись жизни и творчества А. И. Герцена. 1812-1870. М.: Наука, 1974 (1812-1850), 1976 (1851--1858). Издание продолжается. Гоголь -- Гоголь...
8. Указатель важнейшей литературы о жизни и творчестве И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Часть текста: Тургенева в 12 томах под редакцией Б. М. Эйхенбаума и К. И. Халабаева с обширными комментариями Ю. Г. Оксмана, Л. В. Пумпянского и других исследователей, ГИХЛ, М.—Л., 1928—1934. Многочисленные издания избранных сочинений и отдельных произведений Тургенева перечислить нет возможности. И. С. Тургенев вел весьма обширную переписку, из которой многое еще не собрано и не издано. Из наиболее важных сборников писем Тургенева и к Тургеневу укажем: «Письма И. С. Тургенева к П. В. Анненкову», «Русское обозрение», 1894, № 1, 2, 3, 4, и 1898, № 3, 4, 5. «Письма И. С. Тургенева и В. Г. Белинского друг к другу», В. Г. Белинский, Письма, под ред. Е. А. Ляцкого, т. 3, СПБ, 1914. «В. П. Боткин и И. С. Тургенев, Неизданная переписка (1851—1869)», подготовлена к печати Н. Л. Бродским, 1930. «Письма К. Д. Кавелина и И. С. Тургенева к А. И. Герцену», Женева, 1892. «И. А. Гончаров и И. С. Тургенев». С пред, и прим. Б. М. Энгельгардта, «Academia», П., 1923. «Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев. Переписка», под ред. И. С. Э’иль- берштейна. Пред. Н. Ф. Бельчикова, «Academia», Л., 1928. «Письма И. С. Тургенева к Н. А. Некрасову». Опубликованы в журналах «Русская мысль», 1902, кн. I; «Голос минувшего», 1916, кн. 5—6 и 10 и в «Некрасовском сборнике» под ред. В. Е. Евгеньева-Максимова и Н. К. Пиксанова, «Общественная польза», 1918. «Неизданные письма И. С. Тургенева к А. Н. Островскому», «Academia», М., 1932. «Тургенев и Савина. Письма И. С. Тургенева к М. Г. Савиной. Воспоминания М. Г. Савиной об И. С. Тургеневе». С пред, и под ред. А. Ф. Кони, П., 1918. «Письма И. С....
9. Дворянское гнездо (приложения)
Входимость: 3. Размер: 43кб.
Часть текста: входящих в данный том произведений, варианты наборных рукописей, а также некоторые варианты черновых автографов. Из вариантов рукописей в настоящем разделе приводятся: к повести "Поездка в Полесье" - первая и вторая редакции начала продолжения ("Третий день") по черновому автографу и варианты наборной рукописи; к повести "Ася" - варианты наборной рукописи; к роману "Дворянское гнездо" - наиболее существенные варианты чернового автографа. Все варианты рукописей публикуются в настоящем издании впервые. Варианты черновых автографов повести "Ася" и рассказа "Поездка в Полесье", не вошедшие в настоящий том, будут напечатаны в одном из "Тургеневских сборников", издаваемых Институтом русской литературы АН СССР. Описания сохранившихся черновых автографов "Поездки в Полесье", "Аси" и "Дворянского гнезда" - с приведением некоторых вариантов, помогающих воссоздать историю текстов, - даются в разделе "Примечания", в комментариях к каждому из указанных произведений. Система подачи вариантов изложена в уже вышедших томах настоящего издания (см. т. I, стр. 475-476; т. V, стр. 434; т. VI, стр. 400). Варианты, находящиеся в разных источниках, но совпадающие между собой, объединяются и помещаются однажды, лишь с указанием к каждому такому варианту (в скобках) всех источников текста, в которых имеется данный вариант. Источники текстов даются в следующих сокращениях (сиглах): Рукописные источники HP - наборная рукопись. ЧА - черновой автограф. Печатные источники Б Чт - "Библиотека для чтения". С - "Современник". 1856 - Повести и рассказы И. С. Тургенева. С 1844 г. по 1856 г. Часть III. СПб., 1856. 1859 - Дворянское гнездо. Роман И. С. Тургенева. М., 1859. 1860 - Сочинения И. С. Тургенева. Исправленные и дополненные. Издание Н. А. Основского. Тома I, III и IV. М., 1860. 1865 - Сочинения И. С. Тургенева (1844-1864)....
10. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава третья. "Записки охотника" и русская литература
Входимость: 3. Размер: 54кб.
Часть текста: прав, несмотря на то что у Григоровича, которого сам Тургенев считал своим прямым предшественником в разработке крестьянской темы, социальное обличение даже сильнее, чем в "Записках охотника". Внимание Григоровича сосредоточено на ужасах крепостного права. Более того, само крепостное право в его изображении - это ужас, ужас бесправия, беззакония и вопиющей, бессердечной жестокости. Наиболее угнетенных и загнанных, наиболее несправедливо обиженных крестьян Григорович выделяет из общей крестьянской массы, их он окружает вниманием и симпатией. Они лишены у него не только пороков, но даже и недостатков и приобретают идеализированные черты добродетельных поселян. Антон-горемыка в повести того же названия (1847) и вся его семья - это персонажи, как бы специально избранные для возбуждения сочувствия и жалости. Антон - мужик грамотный, трезвый, работящий, "простой" (так его много раз называют земляки); нужны большие усилия плутов и пройдох, чтобы уговорить его осушить косушку; воровство, нечестность возбуждают у него благочестивое удивление. Нужны из ряда вон выходящие, исключительные обстоятельства, тяжелые беды, чтобы заставить его свернуть с правильного пути; для этого ему надо быть почти в невменяемом состоянии. Да и в этом случае автор бережет его от нечестья, и в Сибирь с колодками на ногах он отправляется безвинный, ...