Поиск по творчеству и критике
Cлово "1933"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 19. Размер: 73кб.
2. Бабореко А. К.: "Записки охотника"
Входимость: 4. Размер: 51кб.
3. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава десятая. Тургенев в 60-е годы. Роман "Дым"
Входимость: 4. Размер: 155кб.
4. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава первая. Тургенев в 30-40-е годы. Начало литературной деятельности
Входимость: 3. Размер: 152кб.
5. Указатель важнейшей литературы о жизни и творчестве И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 20кб.
6. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 18
Входимость: 3. Размер: 21кб.
7. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 3. Размер: 142кб.
8. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 22
Входимость: 3. Размер: 18кб.
9. Панаева (Головачева) А. Я.: Из "Воспоминаний"- в сокращении
Входимость: 2. Размер: 127кб.
10. Тургенев И. С. - Маркович M. A., 4(16) июня 1862 г.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
11. Бялый Г. А.: Тургенев и русский реализм. Глава восьмая. Поздние рассказы. "Таинственные" повести
Входимость: 2. Размер: 55кб.
12. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава девятая. "Отцы и дети"
Входимость: 2. Размер: 113кб.
13. Дворянское гнездо (приложения: страница 9)
Входимость: 2. Размер: 43кб.
14. Старенков М. П.: Язык и стиль "Записок охотника" И. С. Тургенева
Входимость: 2. Размер: 110кб.
15. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. Роман "Накануне"
Входимость: 2. Размер: 63кб.
16. Елисеев Г. З.: Из "Воспоминаний"
Входимость: 2. Размер: 15кб.
17. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава одиннадцатая. Повести о прошлом. "Новь". Последние годы
Входимость: 2. Размер: 171кб.
18. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 5, 6(17, 18) марта 1867 г.
Входимость: 2. Размер: 16кб.
19. Параша
Входимость: 2. Размер: 63кб.
20. Лавров П. Л.: Из статьи "И. С. Тургенев и развитие русского общества"
Входимость: 2. Размер: 101кб.
21. Тургенев И. С. - Александру II, 1860 г.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
22. Накануне (Примечания). Часть III
Входимость: 1. Размер: 22кб.
23. Бонецкий К.: Тургенев в оценке русской критики
Входимость: 1. Размер: 184кб.
24. Тургенев И. С. - Герцену A. И., 31 января (12 февраля) 1861 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
25. Вулф Вирджиния: Романы Тургенева
Входимость: 1. Размер: 17кб.
26. Алексеев M. П.: Письма И. С. Тургенева. Глава 5
Входимость: 1. Размер: 109кб.
27. Чернов Н. М.: Новосильские друзья Тургенева
Входимость: 1. Размер: 26кб.
28. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 28 марта (9 апреля) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
29. Тургенев И. С. - Панаеву И. И., 13 (25) мая 1857 г.
Входимость: 1. Размер: 5кб.
30. Тургенев И. С. - Тургеневой Полине, Первая половина июля ст. ст. 1856 г.
Входимость: 1. Размер: 4кб.
31. Мостовская Н. Н.: Тургенев в восприятии Д. С. Мережковского
Входимость: 1. Размер: 25кб.
32. Тургенев И. С. - Герцену A. И., 10 (22) июля 1857 г.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
33. Накануне (Примечания). Часть II
Входимость: 1. Размер: 21кб.
34. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников. Том 2. Указатель имен и названий
Входимость: 1. Размер: 113кб.
35. Фауст, трагедия, соч. Гёте. Перевод первой и изложение второй части
Входимость: 1. Размер: 126кб.
36. Тургенев И. С. - Толстому Л. Н., 18 (30) июня 1856 г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
37. Анненков П. В.: Молодость И. С. Тургенева. 1840-1856
Входимость: 1. Размер: 78кб.
38. Дневник. Ноябрь 1882 — январь 1883 г.
Входимость: 1. Размер: 68кб.
39. Винникова Г.Э.: Тургенев и Россия. "Записки охотника"
Входимость: 1. Размер: 30кб.
40. Фауст (примечания)
Входимость: 1. Размер: 74кб.
41. Дворянское гнездо (приложения: страница 6)
Входимость: 1. Размер: 63кб.
42. Литературные и житейские воспоминания. Наши послали! (Эпизод из истории июньских дней 1848 года в Париже)
Входимость: 1. Размер: 43кб.
43. Нимфы
Входимость: 1. Размер: 10кб.
44. Вешние воды (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 108кб.
45. Лотман Л. М.: Драматургия И. С. Тургенева
Входимость: 1. Размер: 85кб.
46. Список сокращений (Письма Тургенева, 1850-1854гг.)
Входимость: 1. Размер: 6кб.
47. Тургенев И. С. - Виардо Полине, 28 февраля, 1 марта (12, 13 марта) 1867 г.
Входимость: 1. Размер: 10кб.
48. Алексеев М. П.: Мировое значение "Записок охотника"
Входимость: 1. Размер: 224кб.
49. Указатель имен и названий (Письма Тургенева, 1855-1858гг.)
Входимость: 1. Размер: 207кб.
50. Несчастная (Примечания)
Входимость: 1. Размер: 81кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Курляндская Г. Б.: Эстетические взгляды И. С. Тургенева
Входимость: 19. Размер: 73кб.
Часть текста: Эстетические взгляды И. С. Тургенева Эстетические взгляды И. С. Тургенева 1. В решении эстетических проблем Тургенев сознательно расходился с представителями идеалистического эстетизма и сближался с революционными демократами, хотя он и резко враждебно отнесся к эстетической диссертации Чернышевского, считал ее «гнусной мертвечиной», «безжизненной и сухой», «ложной и вредной». Конечно, Тургенев справедливо оспаривал ошибочную мысль Чернышевского об искусстве, как суррогате действительности, но не заметил главного — противоречия между этой мыслью и основным направлением всей работы. Напротив, ошибочное заключение Чернышевского он считал его эстетическим фундаментом: «Эта мысль у него лежит в основании всего» 1* . Тем самым Тургенев упрощал эстетическое учение Чернышевского. Но ведущие идеи Чернышевского, как теоретика искусства, лежали в основе критического реализма и, следовательно, творческой практики Тургенева. Многие из них органически входили в сознание последнего. Подобно критикам из революционно-демократического лагеря, источник искусства Тургенев видел в реальной жизни, постоянно подчеркивал, что содержанием искусства является объективный мир, существующий независимо от сознания человека. На всех этапах своей духовной эволюции Тургенев строго материалистически решал основной вопрос эстетики об отношениях искусства к действительности. Жизнь вообще— «вечный источник всякого искусства» 2* . Но признавая искусство формой отражения действительности, Тургенев никогда не отождествлял их. Он знал, что «воспетые радости, воспетые слезы трогают их (людей. — Г. К.)...
2. Бабореко А. К.: "Записки охотника"
Входимость: 4. Размер: 51кб.
Часть текста: сделала моя книга для освобождения рабов». Но значение этих рассказов и очерков далеко не ограничивается той исключительной ролью, какую они сыграли в разрушении устоев помещичьего рабовладения в России. Как художественный «шедевр Тургенева» (Герцен) «Записки охотника» навсегда останутся произведением, близким сердцу русского человека, полным глубокого смысла и обаятельной прелести. Фигуры подневольных и бесправных крестьян, разнообразные типы крепостников, картины великолепной русской природы, как живые, встают перед взором читателя. Тургенев И. С Горький, говоря о годах своей юности в повести «В людях», причислил «удивительные «Записки охотника» к тем книгам, которые, по его словам, «вымыли... душу, очистив ее от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, — писал он о рассказах Тургенева и реалистических произведениях других писателей, — что такое хорошая книга, и понял ее необходимость для меня» 1* . Значение «Записок охотника» сознавал сам Тургенев. Он писал одному из своих друзей: «Я рад, что эта книга вышла; мне кажется, что она останется моей лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы» 2* . Реалистическое изображение Тургеневым крепостной деревни и русского крестьянства получило восторженное признание у идеологов революционной демократии. Гениальный русский сатирик Салтыков-Щедрин считал «Записки охотника» произведением, имеющим важнейшее значение в литературной деятельности Тургенева. На вопрос, что сделал Тургенев для русского народа, он отвечал: «Несомненно, сделал очень многое и...
3. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава десятая. Тургенев в 60-е годы. Роман "Дым"
Входимость: 4. Размер: 155кб.
Часть текста: годы. Роман "Дым" 1 Тургенев горячо приветствовал падение крепостного права. Ему казалось, что все главное в русской жизни разрешалось с манифестом 19 февраля, который он называл "великим указом". "С Положения начинается новая эра России" 1 * ,- заявлял он. Оценивая самую реформу, Тургенев писал Герцену: "Дело это устроено, по мере возможности, порядочно" (XII, 321). Подтверждение своей оценки Тургенев видел в той ярости, с которой отмена крепостного права была встречена в кругах российского дворянства. "Плантаторы в Петербурге и здесь в ярости неизъяснимой" 2* ,- писал он Герцену в марте 1861 года. "Здесь русские бесятся; хороши представители нашего народа! - сообщает он и Анненкову из Парижа об откликах на реформу в среде русской аристократии за границей... - Бешенство бессилия отвратительно, но еще более смешно" 3* . Тургенев глубоко удовлетворен тем, что его опасения относительно возможного срыва реформы крепостниками не оправдались. Либеральным славословием звучат его слова о "царе освободителе", за которого молится каждый крестьянин. Тургеневу даже кажется, что экономическая сторона реформы более выгодна для крестьянской массы, чем для дворян. "Не должно забывать, что какие бы ни были последствия от "Положения" для дворян - крестьянин разбогател и, как они выражаются, раздобрел от него и знает, что он этим царю обязан" 4* ,- пишет он. Тургенев не понял, что царское правительство как раз и проводило в реформе 19 февраля интересы крепостников, что крестьянство было ограблено в угоду помещикам. Однако в самый момент реформы это понимали очень немногие деятели русского общественного движения 60-х годов. "Нужна была именно гениальность Чернышевского,- замечает Ленин,- чтобы тогда, в эпоху самого совершения крестьянской реформы... понимать, что уже тогда в русском "обществе" и...
4. Петров С.М.: И. С. Тургенев. Творческий путь. Глава первая. Тургенев в 30-40-е годы. Начало литературной деятельности
Входимость: 3. Размер: 152кб.
Часть текста: где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины и прочее... Драли и меня за всякие пустяки чуть не каждый день" 1* . Подобная обстановка могла заглушить все доброе, подавить всякое чувство человечности в детях семьи Тургеневых. Варвара Петровна стремилась дать им широкое образование и наряду с этим воспитать в них барско-дворянское в духе крепостнических привилегий понимание и отношение к жизни. Но у юного Ивана Сергеевича нравы "барства дикого" очень рано вызвали протест и возмущение. Он всегда был полон сочувствия к жертвам помещичьего деспотизма, а талантливые и симпатичные люди из крепостной дворни внушали ему любовь и уважение к народной среде. Вспоминая свои настроения в годы юности, Тургенев писал С. А. Венгерову: "Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне" 2* . В юношеские годы Тургенев часто ссорился с матерью, заступаясь за крепостных крестьян, страдавших от ее произвола; торговлю крепостными он считал варварством. Многие картины помещичьего гнета и народной жизни, виденные им в Спасском, Тургенев запечатлел в "Записках...
5. Указатель важнейшей литературы о жизни и творчестве И. С. Тургенева
Входимость: 3. Размер: 20кб.
Часть текста: Тургенева Лучшим изданием Собрания сочинений И. С. Тургенева является осуществленное в 1953—58 годы Гослитиздатом издание Сочинений писателя в 12 томах. Издание сопровождается большой вступительной статьей о жизни и творчестве Тургенева, написанной С. М. Петровым, и интересными комментариями к отдельным произведениям писателя. Из других советских изданий сочинений И. С. Тургенева следует указать на Собрание сочинений в 11 томах в приложении к журналу «Огонек» под редакцией крупнейшего знатока литературного наследия Тургенева Н. Л. Бродского, а также на издание Собрания сочинений Тургенева в 12 томах под редакцией Б. М. Эйхенбаума и К. И. Халабаева с обширными комментариями Ю. Г. Оксмана, Л. В. Пумпянского и других исследователей, ГИХЛ, М.—Л., 1928—1934. Многочисленные издания избранных сочинений и отдельных произведений Тургенева перечислить нет возможности. И. С. Тургенев вел весьма обширную переписку, из которой многое еще не собрано и не издано. Из наиболее важных сборников писем Тургенева и к Тургеневу укажем: «Письма И. С. Тургенева к П. В. Анненкову», «Русское обозрение», 1894, № 1, 2, 3, 4, и 1898, № 3, 4, 5. «Письма И. С. Тургенева и В. Г. Белинского друг к другу», В. Г. Белинский, Письма, под ред. Е. А. Ляцкого, т. 3, СПБ, 1914. «В. П. Боткин и И. С. Тургенев, Неизданная переписка (1851—1869)», подготовлена к печати Н. Л. Бродским, 1930. «Письма К. Д. Кавелина и И. С. Тургенева к А. И. Герцену», Женева, 1892. «И. А. Гончаров и И. С. Тургенев». С пред, и прим. Б. М. Энгельгардта, «Academia», П., 1923. «Ф. М. Достоевский и И. С. Тургенев....
6. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 18
Входимость: 3. Размер: 21кб.
Часть текста: плана и т. д. для новой повести: это работа довольно утомительная, тем более, что она никаких видимых следов не оставляет: лежишь себе на диване, или ходишь по комнате, да переворачиваешь в голове какой-нибудь характер или положение, — смотришь, — часа три, четыре прошло, а кажется немного вперед подвинулся» 163 * . Процесс составления плана может быть прослежен на материале первого и третьего романов Тургенева. План «Рудина» долгое время хранился в рукописном отделении Института русской литературы Академии наук СССР и был опубликован в 1940 году (в настоящее время этот план утерян). До нас дошли также два последовательных списка персонажей и программа романа «Накануне». Изучение этого материала с неоспоримостью устанавливает деятельную и методическую работу Тургенева над сюжетами. Начнем с «Рудина», над которым романист работал в течение полугода, создав несколько последовательных и сильно отличавшихся одна от другой редакций. Составленный Тургеневым план «Рудина» был в 1933 году проанализирован М. К. Клеманом, указавшим на то, что в работе над «Рудиным» романист больше концентрировал события, удлинял время действия и осуществлял широкую перестройку по главам, объединяя одни, разделяя другие и вовсе устраняя третьи. Основной целью романа являлся возможно более...
7. Петров С. М.: И. С. Тургенев — великий русский писатель-реалист
Входимость: 3. Размер: 142кб.
Часть текста: служил русской революции сердечным смыслом своих произведений» 2* . Высоко ценил и любил Тургенева как писателя В. И. Ленин, много раз перечитывавший его произведения. После Великой Октябрьской революции литературное наследие Тургенева стало достоянием широких народных масс. Миллионными тиражами на десятках языков народов нашей родины выходят произведения Тургенева, оказывая благотворное влияние на культурное развитие новых поколений. В социалистическую эпоху глубоко раскрылось историческое, нравственное и художественное значение Тургенева как великого русского писателя-реалиста. 1. Тургенев был проницательным и прозорливым художником. От начала и до конца своей творческой жизни Тургенев был чуток ко всему новому в русской действительности. Он умел подмечать и откликаться на все живые и острые явления современности, ставить в своих произведениях именно те вопросы русской жизни, которые волновали общественную мысль. Книги Тургенева всегда вызывали литературную полемику, острую общественную борьбу, являлись примером действенного искусства. Вспоминая свою эпоху и свой творческий путь, Тургенев говорил: «В течение всего этого времени я стремился, насколько хватало сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет the body and pressure of time (самый образ и давление времени)» 3* . В значительной мере Тургеневу удалось выполнить эту большую" задачу. В творчестве Тургенева нашла свое художественное отражение целая историческая эпоха в жизни России на переломе от феодально-крепостнического к капиталистическому строю. Правдивый художник-реалист, Тургенев в своих произведениях оставил яркую летопись русского общественного движения прошлого столетия, начиная с передовых студенческих кружков...
8. Цейтлин А.Г.: Мастерство Тургенева-романиста. Глава 22
Входимость: 3. Размер: 18кб.
Часть текста: хорош по своей честной простоте и свободной силе» 201* . Он приглашал свою корреспондентку «возиться с этим молодым, свежим, неуклюжим, но здоровым языком. А французский язык, как неприятно-предупредительный лакей, забегает Вам навстречу и иногда заставляет Вас говорить не совсем то, что Вы думаете, что гораздо хуже, чем если б он заставлял Вас говорить совсем не то, что думаете» 202* . О значении языка, как (величайшего достояния русской национальной культуры, свидетельствует предсмертное стихотворение в прозе «Русский язык»: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Когда в семидесятые годы некоторые знакомые писателя скептически высказывались о судьбах России, Тургенев возразил им: «И я бы, может быть, сомневался в них... но язык? Куда денут скептики наш гибкий, чарующий, волшебный язык? — Поверьте, господа, народ, у которого такой ...
9. Панаева (Головачева) А. Я.: Из "Воспоминаний"- в сокращении
Входимость: 2. Размер: 127кб.
Часть текста: столько знакомых в Павловске, что он редко приходил домой с музыки. Тургенев занимал меня разговором о своей поездке за границу и однажды рассказал о пожаре на пароходе, на котором он ехал из Штеттина, причем, не потеряв присутствия духа, успокаивал плачущих женщин и ободрял их мужей, обезумевших от паники. В самом деле, необходимо было сохранить большое хладнокровие, чтобы запомнить столько мелких подробностей в сценах, какие происходили на горевшем пароходе. Я уже слышала раньше об этой катастрофе от одного знакомого, который тоже был пассажиром на этом пароходе, да еще с женой и с маленькой дочерью; между прочим, знакомый рассказал мне, как один молоденький пассажир был наказан капитаном парохода за то, что он, когда спустили лодку, чтобы первых свезти с горевшего парохода женщин и детей, толкал их, желая сесть раньше всех в лодку, и надоедал всем жалобами на капитана, что тот не дозволяет ему сесть в лодку, причем жалобно восклицал: «Mourir si jeune!» 1* 2 На музыке я показала этому знакомому, — так как он был деревенский житель, — всех сколько-нибудь замечательных личностей, в том...
10. Тургенев И. С. - Маркович M. A., 4(16) июня 1862 г.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Часть текста: июня 1862 г. 1341. М. А. МАРКОВИЧ 4(16) июня 1862. Москва  Москва. 4-го июня 1862. Любезнейшая Марья Александровна, я Вам не писал из Петербурга, потому что я хотел быть в состоянии поговорить с Катковым и дать Вам знать, что из этого выйдет. - Итак, вот результат: "Русское слово" (которое, кажется, весьма не сильно денежными средствами) взяло "Пройди свет", который напечатает в майской книжке, и деньги Вам обещалось тотчас выслать 1 ; а Катков не без колебания и затруднения взял "Пустяки" и "Скрипку" - но о 200 р. сер. (не говоря уже о 250) и слышать не хочет и более 150 не дает. Я взял на себя согласиться - потому что в противном случае надо было бы остаться вовсе ни при чем; но если Вам эта цена покажется слишком незначительна, то напишите немедленно в редакцию "Русского вестника", не стесняясь тем, что деньги (300 р. сер.) будут Вам высланы вперед, тогда Катков будет считать их за мною,-- а я за Вами. Это у нас уже так условлено 2 . Во всяком случае Вы получите 300 руб. - и увидите сами, что Вам делать. О Петербурге, литераторах и т. д. не пишу - некогда. Напишу из деревни. - Мне из Петерб<урга> до Москвы пришлось ехать с Некрасовым, и оба мы, как...