Тургенев И. С. - Краевскому A. A., 20-е числа января ст. ст. 1851 г.

170. А. А. КРАЕВСКОМУ

20-е числа января ст. ст. 1851. Москва

У меня есть до вас просьба, любезный А<ндрей> А<лександрович>, на которую обыкновенно господа редакторы соглашаются весьма неохотно, а именно: я прошу вас сделать мне одолжение поместить в "Отечественных) записках" следующий перечень ошибок, находящихся в "Провинциалке", одноактной комедии, помещенной в первом нумере вашего журнала1. Их, действительно, много; но я спешу объявить, что в этой неисправности виноват один я. Бывши вынужден, по домашним обстоятельствам, неожиданно скоро уехать из Петербурга, я не успел переписать "Провинциалку"2 и поручил это дело писцу, который, несмотря на всё свое старание, не мог не наделать множества ошибок, из которых самая неприятная та, что он заставляет графа петь дуэт с г-жею Ступендьевой. Эта вариянта была точно выставлена мною на полях, на случай, если б особый талант или желание артистки, словом, если б театральные условия потребовали дуэта3; но я очень хорошо знал, что это неправдоподобно: можно предположить, что женщина, живя долго в глуши, не забыла играть на фортепьяно, но почти невозможно думать, чтоб она могла петь a livre ouvert. Переписчик мой сделал эту ошибку, болезнь помешала мне вернуться ко времени выхода первой книжки "Отечественных) записок" - и теперь мне остается попросить извиненья у вас и у читателей в моей нераспорядительности. Что касается до читателей, то вы, пожалуй, заметите, что в их глазах от моих поправок моя пьеска ничего не выиграет и не проиграет, что они даже, может быть, и не обратили внимания на те ошибки, но я все-таки думаю, что исполняю свой долг перед ними, и, может быть, эти поправки не Совсем будут бесполезны для тех, которым бы вздумалось разыграть "Провинциалку") на домашнем театре4.

С искренним уважением и преданностью остаюсь и т. д.

Автор "Провинциалки",

Стр

Строка

Напечатано:

Читай:

3

15 "

вверху:

слушай

глупая

"

20

"

на канате

"

26

"

Любин граф

Любин... Граф Любин

7

5

"

О зачем

И зачем

12

9

"

Ожиданья меня замучат

Ожиданье меня замучит

"

на последней снизу:

(Улыбается)

(Умолкает)

15

10

сверху:

мне

мои

19

12

"

невежливыми

навязчивыми

19

24

"

женщина

19

32

"

("influence")

influence?

19

34

"

выражение

восклицание

20

12

"

Слова: "Ведь

мы часто будем

     

видеться, не правда ли?" - говорит не граф, а Дарья Ивановна

20

17

"

aussi jeune qu'alors

так же молод, как тогда

20

25

"

Я помню.

Я помню...

 

26

"

молоды

 

27

"

"молодым"

 

30

"

Лидиной.

21

18

"

выкинуть слова очень

"помните, сами мило пели".

21

32

"

дуэтино

романс

21

34

"

sans aucune pretention

"

38

"

дуэтино

романсом

22

18

"

дуэтино

романс

"

30

"

романсом

23

12

"

Я гулял-с

Я и то гулял-с

24

10

"

дуэтино

романсом

"

И

"

романсом

24

12

"

дуэтино

романсом

"

13

"

дуэт

романс

"

22

сверху:

притом же ты к обеду

25

20

"

остаюсь

останусь

"

36

"

дождалась

прождалась

26

13

"

это

эта

"

20

"

amorosa quasi cantanclo

amoroso

"

32

"

О la dolce

La dolce

"

33

"

"

34

"

inamorato

"

34

"

после inamorato поставить слова:

     

Non puo uscir giammai

"

38

"

после ardore поставить слова:

Il cor rapito m'liai

"

39

"

выкинуть слово: граф

27

2

"

выкинуть всё, начиная с "они

поют" до "граф поет"

27

10

"

выкинуть слова: "Но как вы пели, боже мой, как вы пели!"

28

1

"

faites

faite

"

5

"

tuo

tua

28

31

"

постараюсь

решилась

"

36

"

что

что вы

29

3

"

сделано

сделаю

30

"

очень

слишком

31

27 сверху:

 

вот

вон

"

38

"

подумаешь

думаешь

33

16

"

уж

здесь

34

23

"

"сядем, граф"

"

24

"

выкинуть слова: "она садится"

"

25

"

выкинуть слово: "садясь"

35

14

"

как

так

"

20

"

Вы

И

"

23

"

или

как

36

10

"

делает знаки

делает мужу знаки

37

19

"

Я уважаю всегда прекрасный пол

Я уважаю ум всегда

"

 

Я, г. Ступендьев, должен

"

5

"

быть вам полезным

38

11 сверху:

 

Я, ведь я

А ведь я

Примечания

Отеч зап, 1851, No 2, раздел "Опечатки". Письмо появилось со следующим примечанием редакции: "Мы получили из Москвы от И. С. Тургенева, автора "Провинциалки", напечатанной в той же (январской) книжке "Отеч. записок", следующее письмо".

Датируется 20-ми числами января ст. ст. 1851 г. на том основании, что узнать об опечатках, о которых идет речь в письме, и исправить их Тургенев мог только после выхода в свет январского номера "Отечественных записок за 1851 г., где была опубликована комедия "Провинциалка". Извещение о выходе в свет этого номера появилось в "Московских ведомостях" 20 января ст. ст. 1851 г., а в начале февраля ст. ст. Тургенев выехал из Москвы в Петербург. С учетом примечания редакции о том, что письмо получено из Москвы, оно и датируется указанными числами января.

Стр. 88. (франц.).

1 Помещение в "Отечественных записках" списка опечаток, да еще такого большого, было действительно явлением необычным, вызвавшим удивление и даже неодобрение в журнальной среде. Г. П. Данилевский, сотрудник "Библиотеки для чтения", в неопубликованном письме к издателю этого журнала А. В. Старчевскому писал об опечатках в переводе "Цимбелина" (Б-ка Чт, "Я знаю,-- добавлял при этом Данилевский,-- что Е<лизавета> Ник<олаевна> <Ахматова> не одобрила бы этого, как она уже отзывалась о подобном письме Тургенева в "От<ечественных> зап<исках>" этого года касательно его драмы, напечатанной там же" (ИРЛИ, ф. 583, No 397, л. 48).

2 Тургенев готовил "Провинциалку" для бенефиса артистки Н. В. Самойловой и должен был закончить работу к 14 ноября ст. ст. 1850 г. В письме к П. Виардо 8 ноября он сообщал из Петербурга о непривычной для него спешке и опасениях по завершить комедию в назначенный срок (см. письмо 160). 16 ноября умерла в Москве мать писателя. Тургенев уехал в Москву, где и прожил с 21 ноября 1850 г. до 3 февраля 1851 г.

3 Оговорка Тургенева об "особом таланте или желании артистки" не случайна. Н. В. Самойлова, для которой писалась роль Дарьи Ивановны Ступендьевой в "Провинциалке", обладала вокальными способностями, в отличие от ее сестры В. В. Самойловой, фактически исполнявшей эту роль на премьере комедии в Петербурге 22 января 1851 г. Обратившись в самом начале своей работы над комедией с письмом к Н. В. Самойловой, Тургенев предложил ей познакомиться с планом будущего произведения и, если угодно, обсудить его (см. письмо 157). Весьма вероятно, что при этой беседе актриса и выразила желание, чтобы романс, исполняемый по ходу действия Любиным (или - в первоначальном варианте - Любавиным), был заменен дуэтом. Эти два варианта Тургенев и наметил в рукописи комедии, неправильно прочтенной переписчиком.

4 "Провинциалки" настоящим письмом, носят в основном смысловой и стилистический характер. Менее всего среди них собственно опечаток. Подробный анализ сделанных Тургеневым исправлений см. в статье Т. П. Головановой "История одного текста" (Изв. АН СССР. Отд. лит. и яз., 1957, т. XVI, вып. 4, с. 360-366).

Раздел сайта: