18 февраля (1 марта) 1852 г. Москва
18 февр. 1852.
Надеюсь, что содержание моего нынешнего письма будет интересно для Вас, любезный Тургенев, тем и потому, что я скажу Вам впечатление, которое произвело на нас вчерашнее чтение Островским его комедии: "Бедная невеста".1 - Комедия эта одно из отличнейших явлений в нашей литературе, в которой, по моему мнению, никогда еще не было ничего в этом роде. Вы не можете себе представить, какая простота лежит на всем произведении, что не мешает, однако, развертываться в нем самой страшной драме. Простота и свежесть обхватывают вас со всех сторон. Лица есть великолепнейшие, хотя, увы! не могу сказать, чтоб это были лица типические. Само лицо бедной невесты возбуждает более всего толков и замечаний; может быть, и так, но на меня она произвела наиболее сильное впечатление. Но зато секретарь Беневоленский, мать и один из женихов (Вместо: Беневоленский, мать и один из женихов - было начато: Беневоленский и два) - обрисованы необыкновенно. Чтение имело огромный успех, и вот еще одно замечание - никому и не пришло в голову сравнивать "Бедную невесту" с прежнею комедиею, - я не знаю, как-то восхищались ею без всяких сравнений и без всякой критики. Много мест возбуждают непритворный хохот. Не стану Вам рассказывать этих мест, но не могу не передать одного. Сваха рассказывает про одного 70-илетнего купца, что он хочет жениться, потому что сыновья ничего не слушаются - "запрутся, говорит, в главном доме с балконом и там у них всякий карамболь идет во всю ночь. Пьют, пьют, - а потом кто-нибудь из них выскочит на балкон, растопырит руки, закричит диким голосом, да назад. А там, гляди, немного погодя, и другой бежит, - да ведь и что ж, ни на улице, ни на балконе живой души нет, так кричат, из блажи".2 - Не скажу Вам о комедии больше ничего, - потому что Вы сами скоро прочтете ее в печати.3 Не буду Вам даже передавать замечаний, что комедия не удовлетворяет многим сценическим условиям, местами растянута, сначала состоит из довольно сбивчивых сцен (Вместо: сцен - было: мест) и т. д. Прочтите сами и судите. Я поспешил Вам только сказать, что эта комедия Островского стоит его первой.4 -
Приехал сюда Катков, - говорил мне, что видел Вас и, между прочим, рассказывает, что Вы очень раздражены Боткиным, и говорите, будто бы он сам читал Вашу критику графине и указывал на жесткие места. - Вы знаете, что я Боткина считаю за порядочную дрянь, но тут не могу не сказать Вам несколько слов за него. Могу Вас уверить, что он статьи графине не читал, и в разговоре с нею об этой статье защищал Вас (После: защищал Вас - начато: есть теперь Вашим жарким защитником. Впрочем, Вы знаете, как изменчивы его мнения: когда тут вначале (После: когда тут вначале - начато: <1 нрзб.> напали на статью) многие начали защищать Вашу статью, то В<асилий> П<етрович> pour esprit de contradiction {из духа противоречия (франц.).} говорил человекам двум или трем, что в ней есть некоторая жесткость, но как только начали на нее нападать,-- он явился жарким ее защитником. В отношении же к графине могу Вас уверить - роль его была постоянно одинакова. Поэтому, если Вы на него сердиты, то это совершенно несправедливо. Я рассказал Вам все это потому, что, кроме меня, разумеется, никто не мог лучше знать, что он говорил графине и чего не говорил.5 -
Теперь о другом. - Шумский был вчера также на чтении и говорит, что в свой бенефис - в будущем сентябре, - он ставит Ваши две комедийки: "Безденежье" и "Где тонко, там и рвется". Милый Тургенев! Во-первых, "Где тонко, т<ам> и рв<ется>" - здесь не сыграют. Роль Веры отдадут опять Рыкаловой и это будет ужас! Потом "Безденежье" само по себе слишком незначительная сцена, чтоб иметь успех на сцене.6 Вследствие всех этих причин, я обещал Шумскому попробовать дело несбыточное и трудное - заставить Вас (другого слова не могу приискать - разве можно Вашу лень об чем-нибудь просить) написать ему маленькую комедию для бенефиса - хоть ту, которая у Вас сложилась в голове под названием "Шарфа".7 <ский> издает свою комедию, - Вы начнете сей час восклицать: где уж тут нам браться за комедию и т. п. Оставьте этот вздор - не ленитесь! Скажу Вам сущую правду - кроме зимы - Вашу "Провинциалку" давали три раза на здешнем театре во время Масляницы.8 Это бывает только с пиесами, имеющими огромный успех. Отчего ж бы Вам не захотеть поискать еще успеха?--
Вчера М. С. Щепкин говорит - "что Тургенев делает в Петербурге? Отчего бы ему не приехать в Москву?..." Я сам то же думаю, но знаю, что Вы неисправимы и Вас не уговоришь. Неужто Вы сомневаетесь, что не найдете тут хороших приятелей и друзей? Вы знаете, как я к Вам привязан, - люблю Вас, - но если моего общества Вам мало, то Вы найдете тут Боткина, любящего Вас как только может он любить своим дряблым сердцем, Щепкина, Кетчера, Грановского и т. д. (Замечу мимоходом, что Гранов<ский> самый жаркий защитник теперь Вашей критики). - Что ж Вы сидите в Петербурге. Неужели Вам не надоело в этом болоте, где Вы только безжалостно хвораете? О несчастный человек!
Ах, и забыл. Завтра бегу, бегу в театр. Какой-то Келлер9 будет, говорят, показывать фигуры чуть не из голых женщин. Алчу и жажду этого зрелища. - Надо только достать вполне совершенный бинокль. -
После: молчание и - начато: бедно.) А от Вас, загодя, по месяцу не дождешься ни строчки!
Ваш Е. Феоктистов.
Приписка Е. В. Салиас:
Я слышала от Катк<ова>, что Вам неприятно то впечатление, которое произвела на меня Ваша критика. На это я скажу Вам одно: пора и Вам и мне забыть ее. Ужели мы станем разыгрывать Монтекки и Капулетти (Ваше любимое выражение) из-за журнальной статьи; я тем более не могу сердиться, что роман мой покупается, след<овательно>, (После: <овательно>, критика - 1 сл. заретушировано; последующая фраза: не такова, чтобы - вписана.) критика не такова, чтобы навредить ему, - а Вы знаете особенно теперь, и деньги, если не лучше, то идут наравне с молвою, то есть тем, что называется известностью.10 Итак, позвольте мне протянуть Вам руку, - и очень искренно. Что прошло - прошло - и без следа: я не так мелочна, чтобы сердиться на доброго приятеля из пустяков, - и, если Вы мне не верите, то, надеюсь, наше первое свидание будет таково, что убедит Вас. -
Примечания
1 См. о "Бедной невесте" примечание к письмам Феоктистова от 24 декабря 1851 (6-е) и от 14 января 1852 г. (6-е).
2 Ср.: "Карповна: Да что, матушка, дети одолели. Ведь у него дети-то поди-ка какие. Сам-от он в большом доме не живет, знаешь, что с балконом-то. Сыновья-то там запрутся, да и пьют, кранболь у них там всякий идет. Да что ж выдумали: выскочит это который-нибудь на балкон, глаза вытаращит, руки подымет, закричит страшным голосом да назад: потом, погодя немного, другой, так и прокуратят. Что хорошего!" (Островский. Т. 1. С. 143. Д. 1. Явл. 8).
3 О тургеневской оценке "Бедной невесты" см. 4-е примечание к письму Феоктистова от 7--8 марта 1852 г.
4 "Бедной невесты" в письме к Тургеневу от 27 февраля 1852 г.: "Посылаю тебе на всякий случай легкий взгляд на новую комедию Островского <...> Здесь мнения о ней разделились - Кудрявцев и за ним разумеется милейший наш Галахов - находят "Бедную невесту" превосходным произведением, очень трогательным и т. п. Я нынче утром имел уже сильный спор об этом с Галаховым, - который наконец во многом начал соглашаться со мной. <...> Прежде всего должен я сказать, что на всей комедии лежит какой-то холодный и сухой колорит и несмотря на дагеротипную меткость и верность языка постоянно чувствуется бедность фантазии. Эти фразы и лица не имеют никакой перспективы. Для меня - это произведение большого, почтенного труда, а не творчества, - доказательство: в этой комедии нет и тени веселости и ни капли поэзии. Главное лицо, - бедная невеста, - не внушает к себе участия, потому что не веришь ей, от нее пахнет сочинительством, а не живым человеком. Идея комедии - кажется состоит в том, чтоб представить тяжкое положение бедной девушки мелкого чиновничьего круга..." (Боткин и Тургенев. С. 21--22).
5 О восприятии в московских кругах статьи Тургенева, посвященной роману Салиас "Племянница", см. 2-е и 5-е примечания к письму Феоктистова от 14 января 1852 г.
6 6 марта 1852 г. Тургенев обратился к Шумскому с просьбой "... чтобы покорно просить гг. артистов московской труппы не ставить на сцену моих двух пьесок: "Где тонко, там и рвется" и "Безденежье" - которые недавно здесь давали". Просьба была обоснована тем, что ни одна из этих пьес не имела успеха на петербургской сцене. "Их дали, можно сказать, против моей воли - и я повторяю, мне было бы весьма неприятно, если б эти две, уже давно мною написанные вещи, повторились на каком бы то ни было театре" (Г. Т. 2. С. 126). Комедию "Где тонко, там и рвется" Шумский сыграл в свой бенефис в Малом театре 5 ноября 1852 г. (Летопись (1818--1858). С. 217).
7 Феоктистов неоднократно напоминал Тургеневу о комедии "Шарф", которую ждали от него московские актеры (см. 10-е примечание к его письму от 17--18 марта 1851 г.).
8 "Ведомостях московской городской полиции" обнаружено лишь одно объявление о постановке "Провинциалки" 5 февраля (вторник) 1852 г. на сцене Малого театра (см.: 1852. 4 февр., No 29).
9 Парижская труппа Г. Л. Келлера показала живые картины в Малом театре 19 и 21 февраля (Московские ведомости. 1852. 15 февр., No 37; 16 февр., No 38; 18 февр., No 39). Фельетонист "Ведомостей московской городской полиции" сообщал: "... мы видели в театре сначала живые группы Келлера, собравшие многочисленных зрителей в первое представление, и значительно опустевший - при втором..." (1852. 10 марта, No 57. С. 1).
10 В мемуарах Феоктистов рассказал о материальном положении Салиас: муж ее потерял весь полученный в приданое капитал, состояние родителей к этому времени пришло в расстройство. Львиную долю из того, что уцелело, забрал в свои руки ее брат Александр Васильевич Сухово-Кобылин - см. портрет его и рассказ о тяжелой обстановке в доме Кобылиных в "Главе из воспоминаний Е. М. Феоктистова" (Атеней. С. 110--114). А. В. Кобылин был в дурных отношениях с Елизаветой Васильевной и не давал ей ни копейки под тем предлогом, что свою часть наследства она получила при вступлении в брак. "Графиня Салиас очутилась в весьма затруднительном положении и, поселившись в небольшом домике на 1-й Мещанской улице, жила на средства, которые уделяла ей сестра Евдокия Васильевна, находившаяся в замужестве с весьма богатым человеком - Петрово-Соловово" С. 366). На свой литературный труд Салиас вынуждена была смотреть еще и как на источник заработка.