Тургенев И. С. - Пичу Людвигу, 5(17) июня 1867 г.

2028. ЛЮДВИГУ ПИЧУ

5(17) июня 1867. Париж 

Meia lieber Freund,

Morgen erwarte ich Sie gans gewiss om 1/2 12 bei der Russischen Exposition (bei den. Mosaiken) - aber ganz gewiss1!

Ihr

I. Turgeneff.

Montag.

Перевод с немецкого:

Мой дорогой друг,

Завтра я непременно ожидаю Вас в 1/2 12 у русской выставки (около мозаик) - но непременно!1

Ваш

И. Тургенев.

Примечания

Печатается по подлиннику: Институт марксизма-ленинизма ЦК СЕПГ, Берлин. На подлиннике помета Пича: "(июль 1867 Париж)".

Т, ПСС и П, Письма, т. VI, с. 271.

Дата, указанная Пичем, неверна. Пич в качестве корреспондента "Vossische Zeitung" прибыл в Париж 27 мая (8 июня) 1867 г. (см. письмо 2021, примеч. 1). Еще находясь в Баден-Бадене, Тургенев договорился с Пичем о встрече в первый день своего приезда в Париж, в субботу 3 (15) июня (см. письмо 2021). В комментируемом письме Тургенев условился с Пичем о новом сроке для посещения Всемирной выставки, а именно: вторник 6 (18) июня. Письмо Тургенев мог написать только в понедельник 5 (17) июня 1867 г., так Как в следующий понедельник - 12 (24) июня - он уже опять был в Баден-Бадене (См. письмо 2032).

1 На тот же самый час и в том же месте Тургенев назначил свидание также и Ханыкову (см. письмо 2029). Совместное посещение С Тургеневым русского раздела выставки 6 (18) июня Пич описал в одной из своих корреспонденции в "Vossische Zeitung". В числе экспонатов они осматривали якобы "настоящую" русскую крестьянскую избу. Пич писал: "Тут представлено всё внутреннее устройство русского крестьянского домашнего быта, комната с иконами в углу, с деревянными лавками вдоль стен и широкой низкой печью из пестрого кафеля, растянувшись на теплой лежанке которой блаженный от водки крестьянин, предаваясь мечтам, так приятно умеет уходить от всевозможных нужд, забот и трудов. Снаружи, в передней, висят шубы, рабочая одежда, куртки хозяина дома, одежда и наряды жены, лежат рабочие и домашние инструменты семьи. Это чувственно-осязаемая, реальная иллюстрация главной части, по крайней мере места, тех захватывающих поэтических картин из крестьянской жизни своей родины, как их дала нам современная русская литература. Правда, великий ее представитель и мастер, обладающий глубочайшим умом и утонченными чувствами, вместе С "всё сильно приукрашено, и вся эта русская изба надела красивый наряд pour l'exposition (для выставки)"" (Рiеtsсh L. Pariser Briefe, VI. // Vossische Zeitung, 1867, No 150, 30 Juni). Ср. также письмо 2034.

Раздел сайта: