Тургенев И. С. - Поме Луи, 30 мая (11 июня) 1864 г.

1624. ЛУИ ПОМЕ

30 мая (11 июня) 1864. Баден-Баден 

Bade.

Schillerstrasse, 277.

Samedi, 11 juin 1864.

Mon cher ami.

Votre lettre est du 9 mai1 et je vous écris aujourd'hui! Ce fait, pas mal accablant pour moi, s'explique peu, mais il existe! Enfin, vous êtes grand et généreux et vous me pardonnerez. Mais tout en étant grand et généreux, vous êtes un vilain de ne pas venir ici avant la fin de juillet2. Ce n'étaient pas là nos conventions. Tâchez donc de vous dépêtrer de votre charmant Paris le plus tôt possible. M. et Mme Héritte partent à la fin de ce mois; du reste, ils ne logent plus chez moi.

Au Thiergarten3 tout va bien comme santé, mais le moral de Mme Viardot est encore un peu ébranlé4. Sa nature impressionnable a emporté de Bruxelles des souvenirs trop vifs; c'est entré par les yeux et s'est incrusté dans son cerveau. Elle a eu des jours d'accablement, d'effroi, de langueur; elle pleure encore très souvent: cependant, cela va mieux. Malheureusement, le temps est atroce: personne oe veut échapper à une dépression de l'esprit. Il faut un peu de patience et beaucoup de soins et cela ne lui manque pas.

Félicitez-moi: je viens d'acheter deux morgen et demi dans le voisinage immédiat de Mme Viardot, derrière son jardin5. H est vrai que je n'entrerai en jouissance que dans deux mois, quand le million de formalités voulues sera rempli. Mais enfin, je puis me considérer dès à présent comme citoyen de Bade. Je vous demanderai de m'apporter des dessins de maison de campagne, etc. Je désire surtout avoir un beau jardin.

Mille amitiés, travaillez bien. Merci pour les détails que vous me donnez sur l'Exposition6. A propos, voici ce qu'on a dit ici de votre portrait7: Ressemblance bonne, mais triste; contours trop prononcés et trop noirs; sentiment de coloriste dans le manteau; en somme, œuvre très méritoire. Etes-vous content? Je le serais moi, et je le suis - d'avoir ce portrait. Adieu.

Fridolino il Vecchio8.

Перевод с французского:

Баден-Баден.

Шиллерштрассе, 277.

Суббота, 11 июня 1864.

Мой дорогой друг,

Ваше письмо помечено 9 мая1 поступаете скверно, не собираясь сюда до конца июля2. Мы уславливались иначе. Постарайтесь же вырваться из вашего прелестного Парижа как можно скорее. Г-н и г-жа Эритт уезжают в конце этого месяца; впрочем, они уже у меня не живут.

На Тиргартен3 в отношении здоровья всё идет хорошо, но моральное состояние г-жи Виардо не вполне восстановилось4. Ее впечатлительная натура вынесла из Брюсселя слишком тяжелые воспоминания; увиденное там запечатлелось в ее памяти. Она днями пребывала в отчаянии, страхе, изнеможении; и сейчас еще она часто плачет: но все же дело идет на лад. К несчастью, погода стоит ужасная: никому не удается избежать уныния. Надобно немного терпения и много забот, а в этом она не испытывает недостатка.

Поздравьте меня: я приобрел недавно два с половиной моргена земли в ближайшем соседстве с г-жой Виардо, позади ее сада5. Правда, я вступлю во владение только через два месяца, по совершении миллиона необходимых формальностей. Но наконец-то я могу теперь считать себя гражданином Баден-Бадена. Я попрошу вас привезти эскизы деревенских домиков. Мне в особенности хочется иметь красивый сад.

Тысяча приветов, трудитесь усердно. Спасибо за подробности, которые вы сообщаете о Выставке6. Кстати, вот что здесь говорят о Вашем портрете7: сходство удачное, но печальное; линии слишком подчеркнуты и слишком затемнены; чувство колорита в одежде; в общем, произведение весьма достойное. Вы довольны? Я был бы доволен, и уже доволен - обладая этим портретом. Прощайте.

Fridolino il Vecchio {Фридолин Старший (итал.).}8.

Примечания

Печатается по фотокопии из собрания А. Звигильского (Париж). Подлинник хранится в собрании Ж. Гупий (Париж).

Впервые опубликовано: Cahiers, No 7, р. 152--153.

1 Это письмо Л. Поме к Тургеневу неизвестно.

2 Вероятно, Тургенев и П. Виардо ждали Л. Поме в Баден-Баден с тем, чтобы вместе работать над опереттой "Последний колдун", либретто которой Тургенев хотел закончить до конца августа (см. письмо 1641, примеч. 2).

3 В Баден-Бадене Виардо жили на Тиргартенштрассе.

4 См. письма 1616, примеч. 1, 1617, 1618, примеч. 1.

5

6 Речь идет о Выставке изящных искусств (парижском Салоне), которая состоялась в Париже с 1 мая по 15 июня. С 1864 года эти выставки стали ежегодными. Выставка 1864 года отличалась большим размахом: на ней были представлены 4228 работ, из них 2782 - живописных, а также были выставлены акварели, рисунки, гравюры, скульптуры и т. д. Несмотря на обилие работ, корреспондент "Journal des Débats" назвал выставку "гораздо более слабой, чем предыдущая", отмечая "упадок большого искусства": "Наша школа являет собою странный феномен предельного индивидуализма и почти полного отсутствия подлинной оригинальности" (6 mai, 1865).

7 Имеется в виду подаренный Тургеневу автопортрет Л. Поме. В неопубликованном письме к Поме от 8(20) июня 1864 г. П. Виардо писала: "Ваш портрет, принадлежащий Тургеневу, особенно хорош в деталях: в одежде и в остальном, но Выражение глаз - не ваше, глаза слишком большие и взгляду придано выражение жесткое, ему не хватает той глубокой и величавой сосредоточенности, которая является отличительной чертой лица некоей личности, которую я искренно люблю" (собрание Ж. Гупий, цит. по: Cahiers,

8

Раздел сайта: