Тургенев И. С. - Кашперову В. Н., 6(18) апреля 1863 г.

1449. В. Н. КАШПЕРОВУ

6(18) апреля 1863. Париж 

Париж.

Rue de Rivoli, 210.

6/18-го апреля 1863.

Любезнейший Кашперов, я давным-давно собирался писать Вам в ответ на Ваши любезные письма1, но всё откладывал: а теперь хочу непременно пожать Вам руку после Вашего неожиданного и незаслуженного поражения2. Я очень рад видеть, что Вы переносите эту беду с твердостью - и мне было также приятно прочесть в италиянских журналах открытое сознание фактов, причинивших падение Вашей опере. Что делать!

Родина - как жена или мать: иногда жутко от нее приходится - но ведь не расстанешься же с нею. Повторяю: в таких случаях надо встряхнуться, стиснуть зубы - и опять за работу. Главное - можете ли Вы сами применить к себе стих Пушкина:

"Доволен ли ты сам, взыскательный художник?" И если можете, то: "пускай толпа тебя бранит..."3.

Мне бы очень было приятно свидеться с Вами - но как и где? Я через 10 дней уезжаю отсюда на житье в Баден, где пробуду всё лето. А Ваши какие намерения? Пишите мне в Ваден, poste restante.

Крепко жму Вам руку, во второй раз - говорю вам: coraggio! - и прошу передать мой дружеский поклон Вашей жене.

Преданный Вам

Ив. Тургенев.

Примечания

Печатается по подлиннику: ЦГАЛИ, ф. 509, оп. 1, No 62, л. 6--7.

РусОбозр, 1895, No 11, с. 929.

Стр. 164. смелее!

1 Письма Кашперова, о которых идет речь, до нас не дошли.

2 Имеется в виду провал оперы В. Н. Кашперова "Риенци" во Флоренции. Провал был неожиданным: судя по словам самого Кашперова, на генеральной репетиции оп слышал много восторженных похвал опере и аплодисментов (см. письмо Кашперова к Тургеневу от 7 мая н. ст. 1863 г.: Т сб, вып. 1, с. 393). Премьера вызвала бурную реакцию зрительного зала по причинам политическим, так как общественное мнение в Италии было возмущено жестокой расправой русского царизма с восстанием поляков и настроено в антирусском направлении. Рассказ об этом содержится в письме Кашперова к П. В. Анненкову от 9(21) апреля 1863 г. "Когда флорентийская публика после польского meeting'a увидала на афише "maestro russo", то она заключила, что надо свистеть. Вы видите, что тут надо приложить к моей глупости еще глупость моего импрессария, который не подумал о том, что "russo" в настоящее время не переваривает никакой желудок в Европе" ф. 7, No 45). Свободолюбивый сюжет оперы Кашперова, героем которой был народный трибун Николо Риенци, побуждал зрителей к сравнению с современными событиями, творившимися на родине композитора. Именно поэтому в письме к Тургеневу Кашперов называет провал своей оперы "очистительной жертвой", а себя "последним из русских, на котором отозвались <...> правительственные грехи".

3 Неточные цитаты из стихотворения Пушкина "Поэту" (1830). Кашперов в письме от 7 мая н. ст. 1863 г. отвечал Тургеневу подробным изложением своих взглядов на задачи музыкального творчества и самооценкой своих произведений: "Что же до запроса "Доволен ли ты сам, взыскательный художник?" - скажу Вам искренно, как другу, что я лишь только заканчиваю вещь и складываю в архив - так тотчас делаюсь совершенно равнодушен к своим произведениям, и хочется писать мне вновь и захватить всё шире и пошире <...> Если сравнить мою последнюю оперу со всеми появившимися современно в Италии,-- включая даже "Forze del Destino" Verdi ("Силу судьбы" Верди), то я могу добросовестно сказать, что в моей опере более цельных и оригинальных нумеров, оркестровка чище и голоса ведены с большею тщательностью. Движения на сцене достаточно - и музыка ему никогда не мешает. Скажу более: я вполне убежден, что "Rienzi" - при хорошем исполнении - выдержит сколько Вам угодно представлений на всякой первоклассной сцене. Но я к музыкальной драме начинаю делаться чрезвычайно взыскательным,-- и меня не только "Rienzi",-- но и "Вильгельм Тель" Россини теперь далеко не удовлетворит. Отдельно, актами, "Rienzi" дает нечто целое, всё же вместе меня не удовлетворяет драматически, хотя музыкально я его достаточно склеил, и опера слушается..." вып. 1, с. 393).

Раздел сайта: