Тимашова О.В.: Русская классика XIX века. И.А. Гончаров. И.С. Тургенев
"В человеческой жизни есть мгновенья перелома…". Анализ повести И. С. Тургенева "Ася".
Родители Аси. Ее происхождение

Родители Аси. Ее происхождение

Мы узнаем, что отец Гагина и Аси был человек «весьма добрый, умный, образованный – и несчастливый». Рано потеряв жену, он всю любовь перенес на сына. Гагин-старший «сам занимался воспитанием и никогда бы <…> не расстался» с единственным ребенком. Но столичные родственники убедили отца дать «приличное сыну» дворянское воспитание. Среди развлечений юноша, по его собственному признанию, «забыл печальное гнездо» своих предков (сколько укоризны в этих простых словах). Гагин редко вспоминал оставшегося в одиночестве отца. У которого, как у Николая Петровича Кирсанова, появилась вторая семья и другой ребенок.

Его одиночество скрасила горничная покойной жены Татьяны. После смерти барыни она жила «в избе сестры своей, скотницы». Но, несмотря на уговоры, не захотела переехать из нищей избы в барский дом. Не пожелала она и стать супругой барина, когда отец Гагина решил жениться на ней. О ее отказе Гагин-младший узнает из уст старого слуги. «Стоя у двери с закинутыми назад руками», скромно-почтительно и в то же время независимо, передает Яков слова крестьянки: «Покойница Татьяна Васильевна <…> во всем были рассудительны и не захотели батюшку вашего обидеть. Что, мол, я вам за жена? какая я барыня?»

Там, где преданный лакей видит покорность, боязнь «обидеть» низким происхождением барина, мы вправе предположить иные мотивы. Татьяной движет внутреннее достоинство и гордость. Она не хочет занимать чужого места, не хочет терпеть снисходительного отношения окружающих (как Фенечка терпела поначалу от Павла Петровича). Не случайно дочь вспоминает о ней, переиначивая строки Пушкина о няне: «Где нынче крест и сень ветвей / Над бедной матерью моей…» Да и само ее имя должно напомнить о героине «Евгения Онегина». Неординарность Аси имеет глубокие народные корни.

«незаконностью» их отношений. Она суровым покаянием искупала свой «грех»: «Повязанная темным платком, с желтой шалью на плечах, она становилась в толпе, возле окна, – ее строгий профиль четко вырезывался на прозрачном стекле, – и смиренно и важно молилась, кланяясь низко, по-старинному». Эту же строгую покорность Богу, возвышенное смирение Татьяна пыталась передать своей дочери. «Мать, пока была жива, держала ее очень строго», – говорит Гагин о детских годах сводной сестры. В минуту откровенности Ася признается: «Когда жила с матерью», задумывалась, «отчего это никто не может знать, что с ним будет»?

Другой темой ранних размышлений Аси было: «Отчего нельзя сказать всей правды?» Источником их служило двусмысленное положение маленькой героини. Очевидно, Татьяна желала оставить девочку в избе, среди крестьян, и тем уберечь от пересудов и оскорблений. Но мать рано умерла. Ася из крестьянской девчонки превращается вдруг в барышню. Резкий переход от крестьянской простоты к барской власти не мог не потрясти душу девочки: «Представьте же себе, что должно было произойти в Асе <…>. Она до сих пор не может забыть ту минуту, когда ей в первый раз надели шелковое платье и поцеловали у ней ручку». Гагин-старший стремился искупить вину перед дочерью баловством. Но был вынужден выдавать Асю за «сироту», «взятую на прокормление». Умирая, он успел только поручить девочку заботам сына.

Гагин оказался хорошим братом и свято выполнял наказ отца. Но и он не мог защитить Асю от неизбежных обид, вызванных ее незаконным происхождением. Настоящим испытанием для Аси стали годы в учебном заведении, среди «барышень хороших фамилий». По словам брата, «в ее положении ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться». Ася не пожелала смиряться, трусливо льстить высокомерным девицам. «Лесть и трусость – самые дурные пороки», – заявила она всему классу. «Никак не хотела подойти под общий уровень...», «продолжала идти своей дорогой», – со скрытой гордостью и тревогой пишет автор.

– Вот бы пойти с ними, – сказала Ася <…>.

– Разве вы так набожны?

– Пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг, – продолжала она. – А то дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?

– Вы честолюбивы, – заметил я, – вы хотите прожить не даром, след за собой оставить…

– А разве это невозможно?

«Невозможно», – чуть было не повторил я <…>. Но я взглянул в ее светлые глаза и только промолвил:

– Попытайтесь.

«полудикой прелести». Все мы помним миф об античном скульпторе, изваявшем прекрасную девушку. Но нелегко быть Пигмалионом при такой Галатее, как Ася. При первом же поучительном замечании Н. она требовательно вопрошает: «Скажите мне, что я должна читать? скажите, что я должна делать?»

Раздел сайта: