Вопросы и задания по теме «Крестьянская тема в литературном процессе времени»
- Расскажите об обращении русской литературы 40–50-х годов к изучению народного быта, собиранию фольклора, о кружке «Москвитянин» и «молодой редакции», о литературной экспедиции.
- Укажите на вклад Островского в изучение русского народознания.
- Прочитайте материал пособия на тему «Натуральная школа» и охарактеризуйте ее.
- Расскажите о предпосылках разработки крестьянской темы в произведениях писателей натуральной школы (Даль, Григорович, Тургенев и др.)
- Как в творчестве В. И. Даля находят отражение картины крестьянской жизни?
- Как оценивает Даля-бытописателя и этнографа Белинский? Какие качества писателя отмечает критик?
- Как характеризуют творчество Даля Гоголь и Тургенев?
- В чем выражается интернациональный круг интересов Даля? Расскажите о произведениях, описывающих быт и нравы национальной среды.
- Покажите многообразие фольклора, привлекаемое Далем в своих произведениях.
- Прочитайте в журнале «Литература в школе» № 1 за 2002 год (с. 9–17) воспоминания о Дале П. И. Мельникова-Печерского и перескажите содержание близко к тексту в отдельных отрывках.
- Приведите этнографически точные описания в произведениях Даля.
- Каково отношение Даля к русскому крестьянину? Как он характеризует его в своих произведениях? Какие черты привлекают его в русском человеке и национальном характере?
- Какие факты свидетельствуют о том, что Даль был знатоком русского народного языка, умел различать его по местным говорам? Прочитайте об этом в рассказе «Говор».
- О каких этнографических деталях пишет Даль, рассказывая о занятиях местного населения, рисуя портреты крестьян и тяжелый крестьянский труд?
- Как освещаются писателем бытовые детали крестьянской жизни?
- Приведите примеры обращения Даля к стихии народного языка.
- Приведите примеры этнографических и фольклорных элементов в рассказах Даля казахского цикла («Майна», «Бикей и Мауляна»).
- Какой вклад внес Даль в русскую литературу?
- Как использует в своем творчестве этнографию и фольклор Д. В. Григорович?
- На каких источниках основана в творчестве Григоровича разработка крестьянской темы (народная поэзия, народная речь, изучение жизни народа)?
- Покажите черты крестьянского быта в повестях «Деревня» и «Антон Горемыка».
- Как эпиграфы к главам повести «Деревня» символизируют безысходность жизни крестьян?
- Как характеризует писатель крестьянский труд и каково его отношение к народу?
- Расскажите о фольклорно-этнографических чертах «Записок охотника» Тургенева, приведите примеры (описание местности, крестьянской избы, внешности крестьян и др.).
- Повторите рассказ «Певцы», перечитайте сцену состязания в исполнении народной песни Рядчика и Якова. Покажите, что Яков «по душе художник». Перечитайте, как пел Яков. Каково отношение автора к песне? Как в пении Якова сказалась русская душа?
- «Певцы» русский национальный характер?
- Назовите приметы народного быта в рассказе «Бежин луг».
- Перескажите содержание рассказов мальчиков, как они связаны с устным народным творчеством (с народными легендами, преданиями, страшными рассказами, бытующими в народе)?
- Вчитайтесь в рассказы мальчиков и подумайте: чего больше в них – поэзии или суеверия?
- Приведите примеры народных характеров в рассказах Тургенева. Каковы Касьян с Красивой Мечи, Калиныч, Хорь?
- Прочитайте один из рассказов – «Малиновая вода», «Свидание», «Льгов», «Живые мощи» и др. и покажите воздействие народных песен и легенд на творческое сознание Тургенева.
- Напишите реферат на тему: «Мотив поэтической одаренности русского крестьянства в “Записках охотника”», «Национальный характер в “Записках охотника”», «Герой и природа в “Записках охотника”».
- Назовите народные начала в «Очерках из крестьянского быта» А. Ф. Писемского.
- Какие художественные приемы автора подтверждают документализм повествования?
- Как писатель знакомит читателя с картинами деревенской жизни?
- С какой целью в очерке «Плотничья артель» Писемский использует элементы устного народного творчества?
- Как фольклорная струя рассказа связана с образом Сергеича? Приведите примеры.
- Почему Сергеича можно считать носителем обрядовой поэзии (прочитайте его приговоры, обратите внимание на пословицы и поговорки в его речи)?
- Какими фольклорными средствами создает писатель характер героя?
- Расскажите о дружеских и творческих связях П. И. Мельникова-Печерского с В. И. Далем. Перечитайте биографическую справку.
- Покажите, как Мельников-бытописатель рисует в своих рассказах русский быт.
- Рассмотрите рассказ «Красильниковы». Как создаются в нем картины окружающей героя среды? Как относится старик Красильников к быту, в котором он живет?
- Почему Мельников пишет, что Красильников «ровно изгнанник», «добровольный заточник»?
- Какую роль играют пословицы и поговорки в характеристике Красильникова?
- Как дан портрет героя?
- Почему Мельникова можно считать создателем этнографической художественной беллетристики?
- Как писатель относился к народному творчеству, народной культуре и народу в целом? Что он писал о нем?
- Почему творчество писателей натуральной школы можно считать истоком демократической прозы 1860-х годов?
- –60-х годов XIX века? Почему демократическая проза 60-х годов может быть названа «знамением времени»? Какие вопросы находятся в поле зрения литературы в этот период и почему?
- Познакомьтесь с биографическими справками пособия и расскажите о писателях – представителях демократической прозы.
- Расскажите об основных особенностях этой прозы: назовите тематику произведений, перечислите ее характерные особенности, выявите роль фольклорно-этнографических элементов в ней.
- Почему демократическая проза обращалась к этнографии и фольклору?
- «рупором времени» определенной эпохи? Прокомментируйте свою точку зрения.