Октябрь.
1833 г.
2 октября. Определением Совета Московского университета Тургенев принят в число студентов университета. «В Московском университете Тургенев слушал профессоров Погодина, Павлова, последователя шеллинговской философии, читавшего по ней физику, и рядом с ним – старика Победоносцева, державшего студентов на Ломоносовских речах и задававшего им «хрию».
1834 г.
3 октября. приступает к работе над поэмой «Стено».
Конец октября 1843 – середина февраля 1844 г.
Тургенев бывает на благотворительных концертах с участием Полины Виардо; сближается с кругом петербургских почитателей певицы. В обществе А. С. Комарова и П. В. Зиновьева охотится с Л. Виардо, который посвящает его в свои планы по возвращении во Францию издать воспоминания об охотах в России и описание коллекций Эрмитажа. Возможно, ведет переговоры с Л. Виардо о переводе на французский язык повестей Гоголя.
1844 г.
Январь – октябрь. Работает над повестью «Андрей Колосов».
1846 г.
14 октября. «Отечественных записок». В нем за подписью «Ив. Тургенев» - «Безденежье. Сцены из петербургской жизни молодого дворянина».
1847 г.
13 октября. Выходит в свет 10-й номер «Современника». В нем за подписью «Ив. Тургенев» - рассказы «Бурмистр» и «Контора».
1849 г.
На сцене Александринского театра в Петербурге в бенефис М. С. Щепкина поставлена впервые комедия «Холостяк».
30 октября. Тургенев присутствует на отпевании Шопена в церкви Мадлены в Париже.
1850 г.
Высылает Н. М. Щепкину для альманаха «Комета» рукопись комедии «Студент» («Месяц в деревне»), изменив заглавие на «Две женщины»; в письме к нему упоминает о запрете ее петербургской цензурой; обещает выслать на днях сцену «Разговор на большой дороге» и рассказ «Два помещика»: «Авось что-нибудь пройдет».
1851 г.
25 октября. Тургеневв Москве. Присутствует на представлении «Ревизора» в Малом театре; среди зрителей видит Гоголя.
30 октября. Начинает работу над повестью «Постоялый двор».
1854 г.
4 октября.
10 октября. Тургенев отвечает Анненкову на письмо от 3 октября ; сообщает, что с момента приезда в Спасское почти каждый день ходит с Некрасовым на охоту.
1855 г.
20 октября. «Два слова о Грановском».
Между 26 29 октября. Читает «Рудина» в кружке «Современника».
1856 г.
Начало октября. «Современника». В нем за подписью «Ив. Тургенев» - «Фауст. Рассказ в девяти письмах».
1857 г.
30 октября. Тургенев с Боткиным приезжают в Рим. Посещают студию А. А. Иванова; не застав Иванова, оставляют ему написанную Т. записку, что будут ждать его вечером у себя в гостинице.
1858 г.
В Спасском несколько дней гостит гр. М. Н. Толстая.
1867 г.
17 октября. Тургенев выступает в роли Кракамиша в оперетте «Последний колдун» и в роли паши Пинуфа в оперетте «Слишком много жен» в театре в Тиргартене.
«Это 11-е представление было удостоено присутствия короля и королевы прусских, наследного принца и наследной принцессы прусских же, великого герцога и герцогини баденских, герцога и герцогини дармштадских, принца и принцессы баденских и иных чрезвычайных особ, министров, генералов и т. д. Гости остались довольны, а спич Кракамиша, в котором слегка пародировались спичи его величества Наполеона III, вызвал даже густой смех на августейшие уста короля Вильгельма»
1872 г.
4 октября. В Москве умирает В. И. Даль. Тургенев писал в. Рольстону 15 октября: «… он сделал все, что ему было присуждено на земле, и оставил после себя труд, который выдержит испытание временем – я имею в виду его словарь».
10 октября. «официальное письмо» Ф. И. Тютчеву, возглавлявшему комитет иностранной цензуры.
1874 г.
25 октября. Тургенев и семья Виардо заключают договор у нотариуса в Буживале о покупке имения «Ясени».
1878 г.
В эти дни Тургенев посещает Кэмбриджский и Оксфордский университеты.
1879 г.
9 октября. В Буживаль приезжает Г. Джеймс, чтобы повидаться с Тургеневым: «Он был такой же обходительный, как всегда, хотя его снова.
22 октября. Тургенев, возвращаясь с охоты в Кэмбриджшире, присутствует на обеде в Лондоне, организованном в его честь В. Рольстоном в Клубе искусств. В числе приглашенных были писатели, журналисты, среди них – Генри Джеймс. В воспоминаниях о Тургеневе Рольстон писал: « … предполагалось устроить в честь Тургенева банкет и соединить на нем всех его многочисленных почитателей. Все, кому ни говорили об этом, - поэты, романисты, художники или музыканты, - все с радостью приветствовали эту мысль. Но этому воспротивился сам Тургенев (…) Тургенев был сильно встревожен мыслью о том, что ему надо произнести речь, так, как он, в противоположность большинству своих соотечественников, не обладал плавным ораторским красноречием. Но его попросили не вставать с места , когда он будет благодарить за тост, а просто, сидя побеседовать немного со своими почитателями. Он последовал этой просьбе и говорил без натянутости, без стеснения, с такой увлекательностью, с таким чувством, что этого вечера не забудет ни один из присутствующих. Для нас , англичан, он был всего интереснее, когда говорил о влиянии, оказанном не только на него одного, но на русскую литературу вообще».
1882 г.
5 октября. «Перепелка». Тургенев получает шесть пейзажей Я. П. Полонского, выполненных летом в Спасском.
1883 г.
1 октября. Гроб с телом Тургенева был перевезен на станцию Северной железной дороги в Париже, где была сооружена «торжественная храмина»; в нее пускали по билетам. Париж прощался с Тургеневым. Выступавшие Э. Ренан, Э. Абу, Г. Н. Вырубов, А. П. Боголюбов и др. говорили о Тургеневе – художнике, носителе примирения и согласия. Заупокойная служба как бы отходила на задний план.
М. И. Венюков, известный путешественник и географ, писал по этому поводу: Последнее прости Парижа Тургеневу было, можно сказать, еще торжественнее, еще задушевнее, чем отпевание его в русской церкви три недели тому назад».
Состоялось погребение Тургенева на Волковом кладбище в Петербурге. Литургию и панихиду служил преосвященный Сергий, Епископ Ладожский, в сослужении архимандритов причта Волковской церкви. Попасть в церковь можно было только по билетам, так как много было желающих. Об этом траурном событии писали почти все русские газеты и журналы, подсчитывая число присутствующих, делегаций и венков.
Речи на могиле Тургенева, произнесенные ректором Петербургского университета А. Н. Бекетовым , профессором Московского университета С. А. Муромцевым, Д. В. Григоровичем, А. Н. Плещеевым и др., - естественное продолжение траурной церемонии, но уже гражданской панихиды, вылившейся в «посмертные овации».